Инновационный опыт

Нравственное развитие обучающихся

в современном образовательном пространстве

на православных традициях и ценностях белорусского народа

с учетом регионального социокультурного кластера

 

На данном информационном ресурсе Вашему вниманию предлагаются материалы, полученные в ходе реализации в 2018 – 2021 гг. инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера» при участии консультанта  Бройко Александра Васильевича, директора общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».

В 2021 году в учреждении образования завершена работа по внедрению модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа посредством взаимодействия учреждения образования с различными социальными партнерами.

Реализованный инновационный проект носит актуальный характер. Жизненные реалии показывают, что перед лицом современных вызовов и угроз актуальность воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа значительно возросла. Глубочайший кризис, который поразил все стороны жизни общества, привёл не только к распаду обычных форм организации жизни, но и к утрате идеалов, к резкому снижению морального уровня общества. Рост комфортабельности жизни сопровождается исчезновением смысла жизни, экономический прогресс – моральным регрессом, рост наслаждений – дефицитом радости. Это симптомы нездорового психологического состояния современного общества, которые могут быть ликвидированы при условии обращения к традиционным духовно-нравственным ценностям.

Сложность задач, стоящих перед современным образованием, обострение насущных проблем белорусского общества заставляют уделять особое внимание исследованию нравственного развития личности обучающегося.

Как показывает опыт, в современном образовательном пространстве нравственное развитие личности является актуальной педагогической проблемой и требует системности, последовательности, нацеленности на усвоение обучающимися нравственных норм, формирование нравственного сознания и приобретение опыта духовно-нравственного поведения.

Идея инновационного проекта заключалась в объединении усилий учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности, а также в объединении всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер в целях воспитания подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа.

Осознанное стремление педагогов к саморазвитию, умение работать в команде, профессиональная мобильность и высокая степень ответственности в работе позволили успешно внедрить в практику модель нравственного развития обучающихся.

По аналогии данную модель (см. вкладку «Описание опыта) можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учётом особенностей региона и учреждения образования.

Результаты работы

Целенаправленная, планомерная, заинтересованная, осмысленная работа всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих обучающихся) в образовательном пространстве согласно разработанной модели  позволила:

  • определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждений и организаций в реализации задач повышения уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях белорусского народа в условиях реализации регионального социокультурного кластера;
  • повысить уровень сформированности нравственных понятий и духовно-нравственного развития обучающихся, о чём свидетельствуют результаты диагностического исследования (в 2018 г. 74,5 % обучающихся имели высокий уровень развития нравственных качеств личности, в 2021 г. – 83,8 % (рост на 9,3 %);
  • достичь высоких результатов по развитию личностной сферы педагогов – участников инновационной деятельности в части повышения уровня сформированности мотивационной сферы к инновациям и личностному росту, трансляции эффективного инновационного опыта и создать итоговый педагогический продукт – электронный образовательный ресурс  по реализации программного содержания факультативного курса «Основы православной культуры. IV класс», который предложен Вашему вниманию на данном ресурсе.

Представленные материалы будут полезны педагогам, выполняющим функции классного руководителя, а также реализующим программу факультативного занятия «Основы православной культуры».

 

ПОДРОБНЕЕ