Государственное учреждение образования
«Средняя школа №14 г. Лиды»
ГЕНДЕР И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Педагог-психолог:
Солтыс Светлана Геннадьевна
В условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в различных сферах общественной жизни влияет не только на макросоциальные процессы, но и на индивидуальный стиль жизни людей, у подрастающего поколения изменяются ценности, нормы поведения, культура взаимоотношений и т.п. Семья является той первичной моделью, которая способствует формированию у молодых людей определенных эталонов мужских и женских поведенческих реакций, стиля отношений друг с другом, представлений о правах и обязанностях супругов. Но, как показывает практика, многие родители не осознают значимости воспитания у детей гендерной культуры. Результат общеизвестен: мальчики вырастают недостаточно решительными, выносливыми, сильными, эмоционально-устойчивыми, уверенными в себе. Девочки – недостаточно женственными, терпимыми, скромными, мягкими, деликатными. Иными словами, молодые люди оказываются не вполне готовыми к выполнению ролей мужа и жены, не в состоянии построить полноценные супружеские взаимоотношения. Отсюда – конфликтные ситуации в семьях, увеличение количества разводов.
«Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности, которая предполагает формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости и старости, а также подлинной и мнимой красоте человека.
Условиями формирования гендерной культуры являются: совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, работников системы здравоохранения; повышение гендерной культуры педагогов и родителей; создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни учащихся из неполных семей, сирот.
Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, взаимопомощи.
Гендерная тематика — новая для школы. Необходимо отметить, что в современной культуре происходят переоценка ценностей, переосмысление того духовного опыта, который накоплен социумом в сфере полового воспитания. Отношения двух полов, полоролевое развитие подрастающего поколения находятся в состоянии кризиса. В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Открытой и острой остаётся проблема определения моральных стандартов, идеалов и ценностей в сфере межличностных отношений детей с противоположным полом.
Поэтому необходим правильно организованный процесс воспитания и обучения в школе, способствующий тому, чтобы складывались благоприятные условия для создания межличностных отношений и выработке установок сотрудничества мальчиков и девочек, юношей и девушек, как равноправных партнеров. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерное воспитание учащихся.
Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью. Наибольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в школе. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу школьников по изучению данной проблемы.
Для нормальной и эффективной социализации личности, гармонии полового развития у детей необходимо формировать эталоны настоящего мужчины и женщины и потребность следовать этим эталонам. Понятие о сущности половых различий и значении половой принадлежности предполагает привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимание его отличий от собственного. Гендерное воспитание учащихся определяется закономерностями психосексуального развития, социальными факторами, среди которых основными являются семья, родители, детская субкультура, учителя, социокультурные условия и общие ценностные ориентации гендерной культуры.
Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов, специалистов СППС и медиков. Однако, именно педагог является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует их партнерскую деятельность, конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Качество гендерного воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры педагога, поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры. Педагоги в своей работе обязательно должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Анализ данных социологических исследований показывает, что многие педагоги испытывают трудности в работе, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Так же достаточно актуальными остаются следующие проблемные вопросы, волнующие педагогическую общественность:
— отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
— негативное влияние средств массовой информации;
— пассивное участие мужчин в воспитании детей;
— недостаточное внимание к формированию культуры поведения современных школьников;
— педагогическое просвещение родителей и сотрудничество с ними.
Эффективным организационно-методическим решением данных проблемы может стать проведение с учащимися и их родителями занятий, основанных на использовании таких современных технологий воспитания, как тренинги, деловые игры, дискуссии, мини-исследования и т.д. Все эти методы предполагают постоянную рефлексию, позволяют учащимся осознать ценность семейных отношений, основанных на взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопомощи, эмоциональном единстве, сформировать готовность к адекватному принятию семейных ролей, понять необходимость ответственного и безопасного поведения с представителями противоположного пола.
Как и всякая другая деятельность, гендерное воспитание начинается с диагностики, для этого классным руководителям можно использовать следующие анкеты: «Общение детей и родителей в лицах», «Родители о своем ребенке», «Какие вы родители?», «Я и моя семья», «Мои отношения с родителями», «Что ты думаешь о своих родителях?» и т.д.
Основываясь на результатах анкет и опросников можно планировать различные формы педагогического просвещения учащихся и их законных представителей, которые реализуются через родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные воспитательные мероприятия детей и родителей, и воспитательные мероприятия с учащимися, например:
- Совместный отдых родителей и детей «Отдыхаем вместе», «Папа, мама, я – спортивная семья» — спортивные соревнования, спортландии.
- Конкурс родословных «Веков связующая нить» (совместна работа родителей и детей по восстановлению их общей родословной заметно стимулирует сплочение семьи, способствует осознанию семейных ценностей).
- Конкурс на самую древнюю вещь «Семейные реликвии», конкурс на самую интересную фотографию «Загляните в семейный альбом», конкурс на самое интересное хобби «Мир семейных увлечений», конкурс плакатов «Семья глазами детей».
- Педагогическое просвещение родителей в аспекте гендерной тематики «Мой сын, моя дочь», лекция «Безусловно принимать ребенка – значит любить его», «Ожидания подростка», «Неблагополучие ребенка в современной семье». Родительские собрания: «Знаю ли я своего ребенка?», «Стили семейного воспитания», «Поощрения и наказания как методы воспитания» (с приглашением педагога-психолога).
- Деловая игра: «Родители и дети: противостояние или сотрудничество?» (позволяет представить определенные ситуации с позиции ребенка и родителя, найти компромиссное решение проблем)
- Консультации и беседы для старшеклассников с приглашением медиков «Физическое здоровье семьи – путь к здоровью нравственному», «Репродуктивное здоровье мужчин и женщин», «Гигиена и культура взаимоотношений».
- Ролевые игры «Скульптура семьи», «Семейные истории», «Поиграем в семью».
8.Встречи с интересными людьми различных профессий, участие в районных и городских социально значимых акциях.
В процессе гендерного воспитания особое внимание так же следует уделять формированию у школьников культуры семейных отношений, под которой понимают систему знаний о семье и браке, родословной семьи, о сущности отцовства и материнства. С этой целью можно привлекать школьников к участию в различных видах деятельности, способствующих подготовке обучающихся к будущей семейной жизни: приобретению умений и навыков ведения домашнего хозяйства, рационального расходования бюджета, воспитанию уважения к родителям и старшему поколению. В числе форм работы, соответствующих данному направлению, можно назвать мероприятия, приуроченные ко Дню матери, празднику 8 Марта и др., а также проведение в школе Недели семьи, создание семейных летописей, оформление фотоальбома «Наши династии», организацию работы семейных клубов.
Чтобы эффективно работать по развитию конструктивного взаимодействия между учащимися разных полов можно использовать такие формы работы, как:
- Дискуссия на тему «Стереотипы». Каждому учащемуся предоставляется возможность высказать свое мнение о стереотипах, связанных с «женскими» или «мужскими» позициями в семье. Например, о гендерных стереотипах, связанных с представлениями о личных чертах, присущих представителям того или иного пола «Мужчины – смелые, независимые, творческие, настойчивые»; «Женщины – нежные, кроткие, эмоциональные, в жизни занимают пассивную позицию: ожидают, наблюдают за деятельностью мужчин или выполняют женскую работу». Можно подискутировать о стереотипах, касающихся семейных ролей, которые традиционно ассоциируются с тем или иным полом: «Женщина – домохозяйка, воспитательница детей, мужчина – опора семьи, добытчик».
- Работа с текстами научно-популярных и публицистических статей по гендерной тематике. Учащимся предлагаются различные статьи из журналов и газет по определенной тематике для ознакомительного чтения. Это могут быть статьи, затрагивающие вопросы культуры общения юношей и девушек, семейных взаимоотношений, насилия в семье, воспитания детей и др. Юноши и девушки отвечают на заранее подготовленные педагогом вопросы по текстам предложенных статей, высказывают и отстаивают свою позицию, дискутируют. Педагог задает «провокационные» вопросы, старается вовлечь в дискуссию каждого присутствующего.
- Работа в парах (в качестве заданий можно предложить упражнения, связанные с проблемами противоположного пола, отраженными в реальных жизненных ситуациях). Например, упражнение «Пойми меня» — цель: развитие взаимопонимания между представителями противоположного пола. Каждый из участников рассказывает соседу противоположного пола о ситуации, когда с ним поступили несправедливо, например, ситуации дискриминации по половому признаку в общественном месте или при распределении домашних обязанностей, или при знакомстве с представителем противоположного пола и др. Сосед же должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и предать чувства рассказчика противоположного пола.
- Работа с конкретной ситуацией (обучение на примере конкретного случая, ситуации, учащиеся активно обсуждают предложенные ситуации, определяют сильные и слабые стороны высказываний друг друга, находят альтернативные решения).
- Подготовка творческих проектов, презентаций, выступлений по какой-либо проблеме, например: «Дискриминация по признаку пола», «Лидер в семье: муж или жена?», затем на занятии предлагается провести дискуссию или коллективное обсуждение по исследованной проблеме.