ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Научное исследование — технологический процесс производства знаний. Все этапы этого процесса имеют жесткие стандарты, соблюдение которых обеспечивает качество результата — достоверность знаний.
Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главная цель — получить новые знания, то в образовании цель исследовательской деятельности в том, чтобы учащиеся приобрели функциональные навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции учащегося.
Классификация письменных работ учащихся
№ | Название группы | Характеристика группы | Категория работы |
1 | Творческие работы | Сочинения, описания на заданную тему, критические заметки
|
Не подпадают под понятие учебно- исследовательских |
2 | Реферативные работы | Проработка автором больщого количества статей, монографий,
Если присутствует анализ и обработка представленного материала |
Литературный обзор или информационный обзор (часть научной работы)
Научная работа |
3 | Отчеты о проделанной работе | Содержат фактический материал без обработки и без систематизации
собранных данных |
Часть научной работы |
4 | Учебно-исследовательские работы | Содержат обязательные элементы научного исследования — постановка цели , формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение результатов | Научная работа, выполненная учащимся под постоянным контролем учителя. Результаты работы известны преподавателю заранее. |
55 | Исследовательские работы | Научная работа, предполагающая большую самостоятельность автора. Результаты работы не известны преподавателю заранее |
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Основная форма представления результатов исследования в «большой» науке — научная статья. Конкурсная работа (как и курсовая и дипломная работы) воспроизводят структуру научной статьи, которая отрабатывалась десятилетиями.
Подготовив конкурсную работу, исследователь подает ее на конкурс, а затем делает устную презентацию (научный доклад).
Как выглядит готовая научная работа?
Титульный лист: название, автор, руководитель, учреждение (1 стр.)
Оглавление (1 стр.)
Введение (1 -2 стр.)
Глава 1. Обзор литературы (5-10 стр.)
Глава 2. Материал и методы исследования (2 — 4 стр.)
Глава 3. Результаты и обсуждение(5 -10 стр.)
Выводы (1-2 стр.)
Список литературы.
Приложения (если есть необходимость)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАУЧНЫХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка работы
- Интересность, красота, новизна, практическая значимость идеи
- Четкость постановки и обоснования цели и задач.
- Методическая корректность получения данных.
- Объем полученных данных.
- Корректность представления полученных данных.
- Логичность, четкость, точность, последовательность изложения информации, владение научным стилем.
- Четкость, убедительность, логичность выводов.
Оценка защиты
1.Степень владения информацией в избранной теме.
2.Степень владения коммуникативными навыками.
3.Увлеченность, интерес (горят ли глаза, получает ли удовольствие).
Критерии оценки исследовательских работ:
№№ | Оформление и выполнение работы | Количество баллов |
1 | Четкость постановки и обоснования целей и задач исследования. | 10 |
2 | Содержание работы, соответствие темы содержанию, раскрытие темы. Полнота разработок, законченность. | 10 |
3 | Логичность, четкость, точность, последовательность изложения информации, научный стиль изложения. | 10 |
4 | Актуальность, новизна, оригинальность и практическая значимость работы. | 10 |
5 | Методика исследования (достаточное описание методики, адекватность, корректность). | 10 |
6 | Аргументированность предлагаемых решений проблемы, четкость, убедительность, логичность и обоснованность выводов. Подготовленность работы к защите. | 10 |
7 | Качество выполнения и представления информации, оформления графиков, рисунков, таблиц. Оформление работы в соответствии со стандартами. | 10 |
ВСЕГО | 70 | |
№№ | Оценка защиты | Количество баллов |
1 | Качество доклада (композиция, полнота , логичность представления работы, аргументированность и убежденность, четкость, доступность изложения, оригинальность, владение научным стилем изложения, востребованность мультимедийного сопровождения). | 10 |
2 | Коммуникативные качества докладчика (эрудиция и культура автора, умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории, увлеченность, интерес). | 10 |
3 | Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, убежденность, умение использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, степень владения информацией в избранной теме). | 10 |
ВСЕГО: | 30 | |
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | 100 |
Оценивается не работа! Оценивается не доклад! Оценивается степень владения школьника основными стандартами и навыками научной работы!
Основной целью руководителя должна быть не подготовка научной работы, а подготовка школьника.
ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, НАЗВАНИЕ
Метафора «Человек»
Научную работу можно представить как человека:
Голова — это идея работы.
Руки — методика получения данных
Ноги (на которых человек стоит) — личные результаты автора
Одежда — оформление и презентация работы
Как бы ни была красива одежда, человек будет выглядеть красивым только тогда, когда у него будет гармоничная пропорциональная фигура. Непропорционально короткие ноги (мало результатов) или огромная голова (идея глобального масштаба) в сочетании с длиннющими руками (чрезмерно сложная методика) создают не красоту, а уродство. Хотя это уродство и может привлечь внимание.
Метафора «Стол»
Научную работу можно представить как стол с четырьмя ножками:
1-Идея
2-Методика
3-Результаты
4-Представление работы
Если одна из ножек стола будет отсутствовать или будет непропорционально длинной (короткой), толстой (тонкой), то стол будет некрасивым и работоспособным.
Обычно в исследовательской работе
1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели и выбор методики проведения исследования;
1/3 – затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов;
1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Научное исследование: работа мыслью — 80%, работа руками — 20%.
Идея — поиск проблемы.
Любой научное исследование начинается с проблемы. Научная проблема — дефицит знания. Проблем вокруг — тысячи, главная проблема состоит в том, чтобы эти проблемы увидеть! Найти проблему значит очертить то новое знание, которые должно быть получено в результате научного исследования, и обосновать , почему стоит тратить время и ресурсы на его поиск.
Найти хорошую проблему — самый сложный и самый интересный этап научной работы. Если проблема хорошая, из нее может получиться хорошая или плохая работа; если проблема плохая — работа хорошей не будет.
Проблема – дефицит знания. Проблема – это вопрос, ответ на который должен быть получен в результате исследования.
Кто должен искать проблему?
- Подход 1. Задачи формулирует руководитель, школьник выполняет практическую часть работы.
- Подход 2. Школьник сам ищет проблему, сам ставит задачу, сам планирует исследования и корректирует эти элементы по ходу выполнения работы. Преподаватель выполняет роль консультанта.
Этапы работы с проблемой:
- Найти проблему — найти и очертить дефицит знания.
- Верифицировать проблему — проверить, является ли найденная проблема проблемой вообще или проблемой лично для Вас.
- Сформулировать цель и задачи — оформить проблему в виде цели и указать шаги для ее достижения (задачи).
- Обосновать проблему — доказать, что на получение указанного знания стоит тратить время и ресурсы.
Способы поиска научной проблемы:
Стандартный (ненаучный) алгоритм поиска проблемы:
- возникает мысль «Давайте сделаем научную работу»;
- возникает вопрос «Что у нас для этого есть» (прибор, знакомый в лаборатории и т.п.);
- придумываем, что бы такое можно сделать с тем, что у нас есть;
- обосновываем, зачем было нужно сделать то, что мы собрались сделать.
Научные алгоритмы поиска проблемы:
Поиск пробела. Определите интересную тему и изучайте литературу, рано или поздно Вы найдете вопрос, ответа на который нет в литературе, и который Вас заинтересует.
От практической проблемы. В основе любой практической проблемы лежит недостаток знаний, который можно выявить и восполнить.
От нового факта. Сложный способ, поскольку требует знания самых последних исследований в избранной области. Открытие нового факта в мировой науке (нового медиатора, нового гормона, нового механизма) дает возможность провести исследование высокого уровня.
Разработка проблемы.
Проблему надо верифицировать, т.е. уточнить, является ли найденная Вами проблема проблемой вообще (дефицит знания) или проблемой лично для Вас (дефицит Вашего образования). Метод верификации — поиск ответа в литературе.
Должная ли быть проблема школьной работы действительно новой?
Версия 1. Да, школьная работа должна получать принципиально внове знание.
Версия 2. Нет, в школьной работе может быть получено знание, которое уже было ранее получено кем-то.
Повторите классический эксперимент в новой интерпретации — получится отличная работа!
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ
От правильной формулировки темы зависит успех всей работы. Название работы должно четко отражать суть работы (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему. Проблема должна быть сформулирована четко, в терминах определенной науки и должна однозначно определять вопрос, ответ на который должен быть получен в результате научного исследования.
Типичные ошибки в определении названия работы
Примеры названий научных работ
|
Виды ошибок |
• Дорога бога Ра
• «Что в имени тебе моем» • Краски земли моей |
Метафорические названия, не научные |
• Культура Японии
• Головные уборы • Слово о полку Игореве |
Слишком общее название
|
• Ценности человеческой жизни
• Православная церковь на Лидчине в 19 веке |
Проблемы нет, не понятно какую задачу будет решать работа
|
• Влияние химических веществ на здоровье человека
• Экологическая ситуация в городе Лида • Русская классика в творчестве белорусских писателей |
Слишком глобальные проблемы (каких веществ, какие параметры здоровья будут исследованы, какого возраста люди, какие экологические показатели, с какой целью, каких писателей) |
• Цветочно-декоративные растения на приусадебных участках
• Демографическая ситуация в СШ • Изучение лишайников окрестностей СШ |
Отсутствует научная составляющая,
предполагается простая паспортизация (растений, демографических показателей)
|
• Влияние фитонцидов лука и чеснока на рост и развитие плесневых грибов
• Исследование механических свойств полиэтилена • Использование целочисленной арифметики в программировании • Изучение частоты морфологических мутаций у мухи дрозофилы под влиянием химических мутагенов |
Отражена направленность, объект и предмет исследования |
Правильно сформулированная тема должна включать направленность, объект и предмет исследования. Для формулировки темы можно использовать конструктор названий научных работ:
Направленность | Объект исследования | Предмет исследования |
Решение задачи… | технологии… | в условиях… |
Разработка… | теории… | с учётом… |
Изучение… | практики… | для (чего?) |
Обоснование… | проектирования… | за счёт (чего?)… |
Улучшение… | способа… | от (чего?)… |
Возможности… | устройства… | с использованием… |
Исследование… | зависимости… | |
Проблемы… | структуры… |
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
« … написать в первый раз, затем переписать, чтобы расставить мысли, затем еще раз – чтобы расставить слова». (Л.Н.Толстой)
Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от точности, логичности и ясности изложения, полноты содержания и доказательности аргументов, приводимых автором, краткости научного текста. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов – верное свидетельство того, что автор – новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.
Научный стиль предполагает использование специальных оборотов,. Главной морфологической особенностью научной речи является преобладание имен существительных (наука объясняет суть вещей, а не динамичность) и прилагательных (решают задачи описания и характеристики явлений) над глаголами, отсутствие личных местоимений, сухость (не эмоциональность) и
Пример:
Ненаучный стиль | Научный стиль |
Наша Маша громко плачет.
Уронила в речку мячик. Тише, Машенька не плач, не утонит в речке мяч. |
У неполовозрелой особи Ноmo sapiens женского пола по имени «Маша» отмечено выраженное усиление секреторной активности слезных желез, которое проявляется интенсивным хорошо заметным слезоотделением. Вероятной причиной усиления активности слезных желез является случайное перемещения игрового объекта «мяч» на водную поверхность. Наблюдатель предложил Маше снизить интенсивность слезоотделения, мотивируя это тем, что средняя плотность мяча ниже плотности воды. Таким образом, мяч обладает положительной плавучестью и не сможет опуститься ниже уровня поверхности (утонуть). |
Специфические обороты научного стиля
Аспект | Примеры |
Актуальность проблемы (темы) | В современной науке особенную остроту приобретает тема…
Актуальная проблема… Внимание учёных (критиков и т.д.) привлекают вопросы… Многочисленные работы… посвящены… |
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) | Существует обширная литература, посвященная данной теме.
Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии)… Эта проблема рассматривается в следующих работах… |
Описание основных подходов | Среди учёных, занимающихся проблемой…, нет единой концепции…
Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует две (три, четыре) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах…, в основе второго лежит концепция…, третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ (направлений, точек зрения). |
Изложение сущности различных точек зрения | Одна из точек зрения принадлежит… и заключается в… Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает… Этой точки зрения придерживается…
Третий подход представлен в работах… и сводится к… Автор… считает, что… Автор выдвигает положение (концепцию, теорию), в которой… Как считает… По мнению… С точки зрения… Сущность (суть, основное положение)… состоит (заключается в…, сводится к…) Согласно теории (концепции, трактовке, точке зрения, мнению)… |
Сравнение точек зрения. Сходство | Автор высказывает мнение, сходное с мнением…
Автор придерживается тех же взглядов, что и… Позиция автора близка взглядам… Автор опирается на концепцию… Автор является представителем школы… Автор разделяет мнение… по вопросу… …объединяет с… во взглядах на… …по своей позиции близок… …так же, как и…, утверждает, что… Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу… |
Сравнение точек зрения. Различение. | Точка зрения… коренным образом отличается от взглядов… на…
Взгляды… значительно (незначительно, принципиально) отличаются от точки зрения… …диаметрально противоположно… …отличается от…. тем, что… Если… утверждает, что…, то считает, что… |
Отношение к рассматриваемым точкам зрения. Согласие / несогласие | Можно согласиться…
Трудно согласиться с… Трудно принять точку зрения… Нельзя принять утверждение…, потому что… |
Мотивированный выбор точки зрения | Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения…
Таким образом, можно остановиться на…, так как… Мы принимаем точку зрения…, исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительными аргументы… Неоспоримость доводов… заключается в том, что… Описание результатов экспериментов… представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения… |
Оценка | Данная точка зрения оригинальна (интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы).
Нельзя не отметить достоинство… |
ВВЕДЕНИЕ
Обоснованию цели исследования посвящено Введение. Во введении автор должен объяснить и доказать, что выбранная им проблема — самая актуальная и самая значимая на сегодняшний день в научном мире.
Сюда можно включить обзор литературы по теме исследования.
На основании данных литературы аргументируют теоретическую и практическую значимость выбранной темы (цепь взаимосвязанных суждений и фактов, которые доказывают значение), показывают состояние изученности на сегодняшний день, отмечают перспективы, которые открывает изучение данной темы. В конце введения формулируют цель и задачи исследования.
Основные линии доказательства актуальности темы в разделе «Введение»:
- Этой темой уже занимаются и достигнуты существенные успехи.
- Но, тем не менее, она изучена недостаточно (пробелы, противоречия).
- Теоретическая значимость темы.
- Практическая значимость темы.
- Особая значимость темы для РБ, образования, школы.
Цели и задачи
В конце введения формируют цель и задачи исследования. Проблему надо четко сформулировать в виде цели исследования. Цель указывает, какое именно новое знание (ответ, на какой вопрос) должно быть получено. Цель — это как бы приказ исследователя самому себе на проведение научной работы.
Цель может быть сформулирована хорошо или плохо. Хорошо сформулированная Цель — 50% успеха. Если, прочитав Цель, Вам сразу стало ясно, как ее можно достигнуть — цель сформулирована хорошо. Если, прочитав формулировку цели, Вы в недоумении — что делать, с какого края начинать — значит, цель сформулирована плохо.
Задачи – это шаги, которые ведут к достижению цели. Задач в работе должно быть от 2 до 5.
Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно разделить возможные задачи на следующие типы:
Типы задач | Задаваемый вопрос |
Количественные задачи на выявление количества | Сколько? |
Количественные задачи на выявление связей | Какова связь? |
Качественные задачи на установление зависимости | Есть ли? |
Функциональные задачи на объяснение | Для чего? Зачем? |
Функциональные задачи на установление механизмов зависимости | Как? |
Задачи на выявление причин явлений | Почему? |
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Обзор литературы — краткое описание состояния выбранной проблемы, где автор приводит и систематизирует основные знания, полученные в его области. Обзор литературы подтверждает квалификацию автора — что он действительно знает то, с чем работает. Это является некой гарантией достоверности и корректности полученных им научных результатов.
Обзор литературы представляет собой критический анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. В обзоре излагают, анализируют, сопоставляют данные, суждения, взгляды различных авторов по конкретным вопросам темы; характеризуют общее состояние изученности темы и ее отдельных вопросов.
Представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (см. ниже п. 11). Ссылки на использованную литературу можно приводить с указанием номера источника из приведенного в конце работы списка литературы. Номер источника заключается в квадратные скобки.
Алгоритм работы с научной литературой
- Поиск литературы по теме в библиотеке и/или Интернете (2-3 книги, 2-3 обзора, 5 10 оригинальных статей) по общим ключевым словам
- Ознакомление с найденной литературой.
- Составление 2-уровнего оглавления.
- Дополнительный поиск литературы по уточненным ключевым словам и авторам.
- Написание обзора.
- Написание введения.
Научное информационное пространство
Виды информации | Сроки подготовки к публикации |
Статья в научном журнале (оригинальная или обзорная) | 6-12 месяцев |
Монография (научная книга) | 1-3 года |
Тезисы конференции (симпозиума) | 1-6 месяцев |
Учебник | 8-10 лет |
Научно-популярное издание | 1-3 года |
Универсальные поисковые система Интернета:
GOOGLE (www.google.com)
ЯНДЕКС (www.yandex.ru)
РАМБЛЕР (www.rambler.ru)
Специализированные поисковые системы Интернета:
SCIRUS (www.scirus.com) — разные материалы, на любом языке, все тематики
PUB MED (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/) — только статьи, только на английском, только биомедицинской тематики
Вопросы для самоконтроля качества проведенной работы с литературой:
- Есть ли в списке проработанных Вами источников оригинальные научные статьи?
- Есть ли в списке проработанных Вами источников публикации последних 2-3 лет?
- Знаете ли Вы 2-3 авторов, которые считаются «классиками» в изучаемой Вами области?
- Были ли присуждены Нобелевские премии в Вашей области?
- Кто в РБ занимается исследованиями в Вашей области?
- Можете ли Вы назвать 3-4 журнала (русскоязычных и англоязычных), в которых публикуются статьи по теме Вашей работы?
Как написать обзор литературы?
Обзор литературы представляет собой критический анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. В обзоре излагают, анализируют, сопоставляют данные, суждения, взгляды различных авторов по конкретным вопросам темы; характеризуют общее состояние изученности темы и ее отдельных вопросов.
(1) Составляем 2-уровневое оглавления
Основой для написания обзора является 2-уровневое оглавление, каждый пункт которого затем наполняется фактами.
(2) Наполняем каждый раздел фактами из литературных источников:
Пример написания обзора литературы по теме «Влияние учебной нагрузки на работу зрительного анализатора и остроту зрения» | ||
Структура главы | Факторы, влияющие на остроту зрения. | |
1.1.Раздел 1 | Краткое вступление к разделу
|
Острота зрения — важнейший показатель работы зрительного анализатора, так как она определяет минимальный размер зрительного образа, который может быть воспринят и распознан. |
пункт 1
пункт 2
|
Группа фактов 1
|
Острота зрения определяется расстоянием между двумя соседними фоторецепторами на сетчатке [1]. Хотя расстояние между рецепторами в течение жизни не меняется, тем не менее острота зрения может быстро меняться в широких пределах [2].
|
1.2.Раздел 2
|
Переход
|
К настоящему времени установлена связь между остротой зрения и десятком разнообразных факторов. |
пункт 1
пункт 2 пункт 3
|
Группа фактов 2
|
В исследованиях Иванова (2003) было показано, что острота зрения уменьшается при утомлении зрительного анализатора [3]. Вероятно, это связано с утомлением ресничной мышцы и ухудшением аккомодации [4]. Согласно другой версии, снижение остроты зрение при утомлении связано с изменением потоков возбуждения в нейронной сети сетчатки [5],
|
Краткое резюме раздела
|
Таким образом, есть все основания считать, что уменьшение остроты зрения может служить адекватным количественным показателем утомления зрительного анализатора. Вместе с тем, неизвестно, утомление какой именно части зрительного аппарата характеризует снижение остроты зрения.
|
Основные линии написания обзора литературы
Как было показано Ивановым (2000),….
«Известно, что…
В частности, было показано …
В последние годы было установлено …
В 2000 г. было впервые описано …
На основании вышеприведенных фактов можно предположить, что…
Таким образом, есть все основания считать …
Вместе с тем, …
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ
Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные.
Методика — это последовательность действий и условий, которые используются для получения научных данных.
Требования к методике:
- должна быть адекватна поставленной цели и задачам,
- должна обеспечивать получение объективных данных, т.е исключать субъективный фактор)
- должна быть строго формализована (регламентирована)
Основные элементы методики
- объект исследования (крыса, масса тела, пол, возраст и др.)
- методики (способы) измерения параметров объекта (не на глазок)
- процедура (последовательность действий)
- условия (температура, время, место, освещение и др.)
- материалы и технические средства
Методика и выбранные способы обработки данных должны быть описаны подробно: каким способами велись наблюдении, сколько их было проведено, какие проводились наблюдения, какие использовались способы обработки первичных данных. По корректности представленных методов проведения работы видно насколько их освоил автор.
Типы методик:
Методики для количественного описания сложных систем (методики инвентаризации). Примеры: описание видового состава какой-либо территории, временной динамики видового состава, количественный учет автотранспорта.
Экспериментальные методики — методики исследования влияния какого-либо фактора на модельную систему. Эти методики позволяют ответить на вопрос «Как влияет фактор X на явление Y. Эксперимент — универсальный научный метод для получения новых знаний.
Примеры вопросов, ответы на которые могут быть получены при помощи эксперимента:
- Сравнить эффективность двух видов минеральных удобрений (или двух способов внесения одного и того же минерального удобрения).
- Установить, влияет ли музыка на рост и развитие растений.
- Выяснить, какой именно элемент комплексного удобрения приводит к повышению площади листовой поверхности.
Методика, используемая в научной работе, может быть стандартной (заимствованной из литературы) или оригинальной (разработана автором).
В первом случае будет целесообразно, а во втором случае — абсолютно необходимо методику верифицировать, т.е. убедиться в том, что она позволяет проводить количественное измерение. Желательно установить точность методики.
Методика — инструмент получения научных данных
Исследователь применяет метод для того, чтобы получить данные, которые помогут ответить на вопрос, заданный в цели исследования. В результате проведения эксперимента получаются первичные данные. Первичные данные обязательно должны быть запротоколированы и сохранены. Кто получил данные, дата получения, место, время, оборудование и т.п. Первичные данные оформляются в виде протокола эксперимента (учета, экскурсии и т.п.). Вторичные данные — таблица, в которую сведены первичные данные для удобства работы с ними. Третичные данные — итоговая таблица, в которой указываются результаты статистической обработки. В работе представляются только третичные данные. Первичные данные не приводятся. Вторичные данные могут быть вынесены в приложение.
Первичные данные → Вторичные данные→ Третичные данные
Протокол опыта →Сводная таблица→ Итоговая таблица
Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Сведение всех полученных данных в таблицы или их представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Однако сами по себе таблицы, диаграммы и графики – только материал для описаний и размышлений, которые должны быть основным содержанием работы. Необходимо провести обсуждение и сравнение полученных данных.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты научной работы (научные данные) излагают в главе «Результаты и обсуждение». Эту главу целесообразно разделить на несколько разделов (обычно число разделов соответствует количеству поставленных задач). Каждый раздел имеет собственное название. В текстовой части раздела представляют и поясняют данные.
Глава 1 | |
Краткое вступление к разделу | Объясняет, для чего был получен первый блок данных. Например, «в соответствии с поставленными задачами, в первой серии экспериментов изучалось …» |
Блок данных 1
|
Тестовое описание данных, в котором автор акцентирует внимание на важных моментах. Текст иллюстрируется графиками, гистограммами, таблицами, рисунками, схемами |
Переход
|
Одно — два предложения, в которых автор поясняет, почему после получения блока данных возникла необходимость получения блока данных 2. |
Блок данных 2 | |
Обсуждение | Интерпретация данных с привлечением данных литературы |
Краткое резюме раздела | Краткий вывод на основании приведенных данных |
Структура раздела главы «Результаты и обсуждение»
Некоторые правила представления результатов исследования:
- Анализируя таблицу или рисунок в тексте, не следует повторять их название или пересказывать содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы или рисунка, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку.
- Пояснение каждой формы иллюстрации заканчивают обобщением, из которого видно значение полученных результатов для решения поставленных в работе цели и задач.
- Не следует приводить один и тот же материал дважды в виде таблицы и в виде рисунка.
- При обсуждении таблиц и рисунков в тексте обязательно приводят ссылку. «…полученные результаты представлены графически (рис. 3).»; «…как. показано в таблице 2.»
- Указываются результаты статистической обработки данных (среднее ± ошибка среднего). При сравнении двух рядов указывается уровень значимости и метод сравнения.
Пример текстового описания результатов
Опыты показали, что введение в кровоток аАТ вызывает у мышей кратковременный подъем глубокой температуры тела. Так, через 120 и 210 минут после инъекции аАТ в дозе 25 мг/кг отмечено повышение температуры тела по сравнению с контролем на 0,58 °С (р<0,01) и 0,44 °С (р<0,05), соответственно (рис. 3.1). Внутривенное введение аАТ в дозе 5 мг/кг также сопровождалась небольшим, но достоверным увеличением температуры тела на 0,56°С (р<0,05) и 0,52 °С (р<0,01) спустя 90 и 120 мин, соответственно (рис. 3.1). Инъекция аАТ в дозах 0,5 и 0,05 мг/кг не оказывала влияния на температуру тела у мышей.
Правила графического представления данных
- Каждую таблицу или рисунок сопровождают подписью. Подпись должна быть четкой, краткой, полно и точно отражать содержание рисунка или таблицы. Каждому рисунку и таблице присваивают порядковый номер, который указывают в подписи.
- Подписи и обозначения на рисунке должны читаться и восприниматься легко, «с одного взгляда».
- Не следует перегружать график (гистограмму). Лучше разделить ее на две.
- Не следует изображать в виде графика очевидные данные (например сравнивать на гистограмме две цифры — 100% и 50%).
Анализируя данные, сопоставляя их с известными знаниями и с данными других авторов, исследователь приходит к выводам и формулирует их.
В обсуждении должна быть показана цепочка логических рассуждений, которая ведет от результатов к выводам работы.
ГЛАВА ВЫВОДЫ
В главе Выводы приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. Выводы должны быть четкими, убедительными и логичными.
При обсуждении проводят сравнение собственных данных с данными других авторов, выясняют их сходства и различия, анализируют причины различий и противоречий. Сопоставляя собственные данные с литературными сведениями, автор высказывает и аргументирует определенные предположения и умозаключения.
Формулировка выводов
- Выводы представляют собой; краткий итог работы и должны четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования и полученные в результате этого исследования новые знания.
- Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы.
- Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение.
- Вывод должен основывать на собственных экспериментальных данных и полностью подтверждаться ими. Вывод не может включать данные, почерпнутые из литературы.
- В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз, ссылки на других авторов, полемика.
- Выводов работы не должно быть слишком мало (1-2) или слишком много (10-20), т.к. в этом случае они не выполняют своего назначения — подведение итогов работы в сжатой форме. Выводы дают в виде отдельных абзацев, которые нумеруют арабскими цифрами.
СТАНДАРТЫ ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
- Параметры страницы
- Конкусрныю работу печатают на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Страница должна иметь поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее 25 мм.
- На одной странице текста должно размещаться 40±3 строк, в каждой строке — 60-75 символов. Рекомендуемые параметры: междустрочный интервал — одинарный, шрифт Тimes New Romam, кегль — 12 — 13.
- Абзацный отступ должен составлять 4-5 символов.
- Заголовки
- Заголовок разделов печатают прописными буквами. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной). Точку в конце заголовка не ставят.
- Заголовки располагают по центру строк (выравнивание по центру). Между заголовком и текстом оставляют одну свободную строку.
- Каждый раздел начинают печатать с новой страницы.
- Аббревиатуры и сокращения в тексте
- Первое упоминание аббревиатуры в тексте приводят в круглых скобках после полного наименования, а в дельнейшем она употребляется без расшифровки. Критический уровень деполяризации (КУД) при первом измерении составил 56,3 мВ. В дальнейшем КУД существенно не изменялся.
- Сокращение должно оканчиваться на согласную иметь точку {и т. д. — и так далее, и др. — и другие, г. — год, гг. — годы). Исключение составляют единицы измерений (мкг, мВ, А, м, с).
- Латинские названия в тексте
- При первом упоминании дают полное видовое название организма в соответствии с правилами номенклатуры (Rattus norvegcus), при повторном упоминании — сокращенное (R. norvegicus).
- Общепринятые латинские аббревиатуры набирают курсивом (in vitro, per se, s. str.)
- Названия сложных химических веществ можно писать в виде химических формул (NaCl, N0, НСОз).
- Цифровая информация в тексте
- Количественные числительные. Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишут словами. Многозначные количественные числительные пишут цифрами («Результаты пяти экспериментов…», «В 26 опытах …», «… не более 2 мВ»). Исключение составляют числительные, с которых начинается абзац — их всегда пишут словами. К количественным числительным не добавляют падежных окончаний («В 26 опытах …», а не «В 26-и опытах…»).
- Порядковые числительные. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишут словами (Второй, десятый и двадцать седьмой…) или цифрами. При записи арабскими цифрами к порядковым числительным добавляют падежные окончания (5-я пробирка, в 7-м эксперименте, после 10-го теста). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (В 1, 3, 12-м экспериментах…). При записи римскими цифрами падежные окончания не добавляют (в XX веке) Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишут цифрами (2-разовое питание, 0,9-процентный раствор, 100-кратное увеличение).
- В случае, когда контекст не допускает двояких толкования, допускается упрощенная форма записи (0,9 % раствор, при увеличении х90).
- Нумерация
- Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первый номер присваивают титульному листу. Номера страниц начинают печатать начиная с первой страницы раздела «Введение».
- Подразделы нумеруют последовательно в пределах каждого раздела.
- Таблицы нумеруют последовательно в пределах работы. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (Таблица 3). Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивают, а пишут только слово «Таблица».
- Рисунки нумеруют последовательно в пределах работы. Номер рисунка после слова «Рис.» указывают под рисунком. Если в работе только один рисунок, то его не нумеруют, а пишут только слово «Рисунок».
- Формулы и уравнения нумеруют последовательно в пределах работы. Номера формул пишут в круглых скобках у правого поля страницы.
- Таблицы
- Название таблицы печатают с заглавной буквы без точки на конце. Название размещают над таблицей и выравнивают по центру таблицы. Между названием и рамкой таблицы оставляют свободную строку.
- Названия строк и основных граф таблицы пишут с прописной буквы, названия подчиненных граф — со строчной буквы.
- К таблице могут быть даны (помимо описания ее в тексте) дополнительные пояснения и примечания. Их размещают под таблицей поле слова «Примечание».
- Таблицу размещают в тексте после абзаца, в котором встречается первая ссылка на таблицу. Большие таблицы можно приводить на отдельной странице.
- Рисунки
- Название рисунка размещают под ним, справа от его порядкового номера. Рис. 1. Схема эксперимента.
- Под названием рисунка приводят пояснение имеющихся на рисунке условных обозначений.
Рисунок размещают в тексте после абзаца, в котором встречается первая ссылка на рисунок. Большие рисунки можно приводить на отдельной странице.
- Формулы и уравнения
- Формулы и уравнения выделяют из текста и располагают на отдельных строках, по центру строки. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
- Пояснения значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где».
- Ссылки на таблицы, рисунки, формулы, приложения
- При первом упоминании таблицы (рисунка формулы, приложения) в тексте на них обязательно дают открытую или закрытую ссылку. При открытой ссылке слово «таблица» или «рисунок» пишут полностью и включают в текст {«Данные, приведенные в таблице 6, свидетельствуют…»; «Как показано на рисунке 2…»). При закрытой ссылке слово «таблица» или «рисунок» пишут сокращенно и заключают в круглые скобки («… разница статистически достоверна (табл. б)»; «Полученные результаты представлены графически (рис. 2)»).
- При повторной упоминании рисунка или таблицы дают закрытую ссылку с сокращением слова «смотри» (Как указывалось ранее (см. рис. 2)…)
- Ссылки на литературу
- Инициалы авторов ставятся перед фамилией.
Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы (И.М. Сеченов, 1863).
- Если цитируемая работа имеет двух авторов, их указывают через запятую.
Установлено, что стимуляция симпатического нерва усиливает сокращения мышцы (Л.А. Орбели, А.Г. Гинецинский, 1947)
- Если работа имеет более двух авторов, то в ссылке указывают фамилию и инициалы только первого из них и дописывают «и др.» или «еt аl.».
Результаты, полученные другими авторами (А.Д. Сперанский и др., 1949), указывают …
Сравнительно недавно обнаружено, что … (R. Ра1теr!., 1987).
- Если ссылка делается сразу на несколько источников, то они приводятся через точку с запятой, с соблюдением хронологии, причем сначала приводятся все русскоязычные, а затем иностранные. Если на один и тот же год опубликования приходится несколько источников, то они располагаются в алфавитном порядке.
Этот вопрос в течении ряда лет активно обсуждается в литературе (П.К. Анохин, 1968; КВ. Судаков, 1971; Анохин П.К, 1973; Р. Weiss, 1961; R. Sperry, 1965).
Результаты, полученные в одно время разным, авторами (R. Baugh, 1998; J. Gauldie, J. Bieth, 1998; J. Travis еt а1, 1998) позволяют предположить…
- Если в ссылке приводятся разные работы одного и того же автора, фамилия его указывается только один раз, а если работы опубликованы в один год, то после года ставят буквенные обозначения: русские — в отечественной литературе, латинские – в иностранной). Некоторые данные (П.Г. Костюк, 1968, 1970, 1973; А. Ноdgkim, 1960, 1963а, 1963b) свидетельствовали …
- Если фамилия введена в строй предложения, то она приводится с инициалами. При ссылке на русскоязычных авторов приводится только год опубликование, а на иностранных — оригинальное написание фамилии и год.
А.А. Ухтомский (1940), изучая закономерности распространения возбуждения в коре больших полушарий, установил, что …
Это позволило В.Н. Черниговскому и соавторам (1975) определить…
Концепция клеточных механизмов поведения возникла в 60-х годах, благодаря работам Д. Уинлоу (D. Winlow, 1961).
- Допускаются опосредованные ссылки на первоисточники. В этом случае необходимо указывать, по какому источнику они цитируются и именно эти источники включать в списки литературы.
Оппенгеймер говорил, что в настоящее время «исследователь ощущает свое невежество тем больше, чем больше он знает…» (Оппенгеймер, 1957; цит. по: К. Юнг, 1960).
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТ
- Задачи не соответствуют проблеме
- В качестве задач сформулированы очевидные этапы любой научной работы (изучить литературу по теме, освоить методику, разработать рекомендации).
- Слишком много задач
- Слишком общий обзор, в котором излагаются общеизвестные факты.
- В обзоре отсутствуют ссылки на источник информации.
- Ненаучный стиль изложения материала.
- Во введении не доказана актуальность.
- Во введении не сформулирована цель и задачи работы.
- Неаккуратное оформление конкурсной работы (неровные абзацные отступы, нецентрированные заголовки и т.п.).
- Слишком большой обзор и слишком мало личных результатов.
- Избыточный объем работы.
- Перенасыщенность презентации декоративными элементами и анимацией.
- Неуважение окружающих во время доклада.
- Агрессивная реакция на вопросы и критику.
- «Синдром всезнайки».
- «Синдром маленького зануды».
- Выполнение научной (исследовательской) работы без понимания ее сути.
- Фокусирования внимания на подготовке конкурсной работы, а не на развитии компетентности ее авторов.
- Создание «псевдоработы» (школьник и его руководитель представляют работу, выполненную профессиональными учеными).
- Неадекватная методика, т.е. задача лучше было бы решать другим способом.
- Некорректная методика, т.е. методика спланирована так, что не позволяет получить необходимые данные.
- Недостаточное / избыточное описание методики.
- Отсутствует контрольная группа.
- В работе приводятся первичные и вторичные данные.
- Данные не представлены графически.
- Рисунки и таблицы вынесены в приложения.
- Рисунки и таблицы плохо читаются (перегружены или плохо подписаны).
- Отсутствует обсуждение данных.
- Слишком много выводов.
- Выводы слишком глобальны.
- Выводы не вытекают из собственных данных.
ЗАЩИТА РАБОТЫ
КОМПОЗИЦИЯ ОРАТОРСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Элементы | Назначение | Целевые действия | Приёмы и средства |
ВСТУПЛЕНИЕ | |||
Зачин | Подготовить аудиторию к восприятию | Завладеть вниманием, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие, дисциплинированность | Обратиться к аудитории, поприветствовать всех присутствующих, сообщить что-нибудь удивительное, факт, историю |
Завязка мысли | Поставить проблему | Показать актуальность темы, выявить противоречие, объяснить тезис, заинтриговать новым материалом, назвать объект, предмет, цель и задачи | Приём сопереживания, парадоксальная ситуация, драма идей и людей, контрастное положение |
Изложение | Довести план до аудитории | Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей | Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на литературные источники, документы |
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ | |||
1-й вопрос | Представить предмет | Раскрыть основное понятие, показать структуру (элементы и связи). Проанализировать используемую литературу. Выявить сущностные характеристики исследуемого феномена | Определение (дефиниция), деление понятия, трактовка, опорная схема, сигнал, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения и выводы |
Элементы | Назначение | Целевые действия | Приёмы и средства |
2-й вопрос | Довести сущность до понимания | Выдвинуть тезис и обосновать новое задание, дать оценку элементов речи, опровергнуть антитезис | Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приёмы критического анализа |
3-й вопрос | Дать установку на деятельность | Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения | Данные экспериментов, показательные примеры, официальные экспериментальные установки |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Напомина-ние | Закрепить мысль | Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана, усилить впечатление | Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, крылатая фраза, мудрое изречение, представление непротиворечивости выводов |
Обобщение | Убедиться, что цель достигнута | Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли | Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата |
Пожелание | Направить деятельность аудитории | Поставить задачи, мобилизовать людей, сориентировать их, призвать к решению | Перспективы дальнейшего исследования |
Шаблон выступления на НПК
По шаблону можно составить текст своего выступления на научной конференции представить на обсуждение.
Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме…………………
Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в Х1Х-ХХ вв. привели к резкому увеличению потребления различных ……… (описывается актуальность исследования) ……………………… (называется классическое определение исследуемого феномена, формулируется проблема исследования).
Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования.
…………………………….. мы определились с задачами своего исследования:
- Определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения объёмов использования ………………… на современном этапе.
- Изучить методику проведения ………………..
- Выявить наиболее значимые, дешёвые и безопасные химические методы ………
……………………………………………………….
- Определить экспериментальным путём возможность использовать химические препараты (или продукты химической промышленности) для …………………………………………………………………………………………………..
Первой задачей нашего исследования было определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения объёмов использования …………………………….на современном этапе.
Решению этой задачи посвящена первая глава нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование происхождения и ………………………………, а также изучили и необходимость использования …………………………в данный момент.
Так мы пришли к следующим выводам:
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
Для решения второй задачи нашего исследования: изучения методик проведения ……………………………………., для начала мы познакомились с анализом последствий ……………………………… и только после этого приступили к изучению современных методик …………………………………., что и обобщили во второй главе нашего исследования и пришли к следующим выводам:
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
Вторая глава нашего исследования подсказала нам наиболее оптимальный путь ……………………………………………………..
В третьей главе мы изучили ………… Выбрали путь, по которому можно определить ……………………………….(Показ по таблице).
Выводы экспериментальной части таковы:
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
- …………………………………………………..
Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута.
Однако на этом наше исследование не окончено, оно ставит перед нами новую задачу — найти причину ……………………., а именно определить ………………., сравнить …………… и вычленить ……………………………… Но это уже будет другое исследование.