В каждом доме должен быть уголок чтения. «Личную» библиотеку школьника комплектовать нужно в зависимости от интересов, возраста. Формируя читательский интерес у них, следует позаботиться, чтобы они читали разножанровую литературу: сказки, приключения, научную фантастику, стихи, юморески, повести, басни.
Что же желательно иметь в личной библиотеке младшему школьнику? Прежде всего справочные издания, где можно навести справку при подготовке рефератов, сообщений. Полезно приобрести научно-популярную и научно-художественную литературу по программе школьного обучения, словари, атласы.
В уголке чтения обязательно должны быть любимые детьми художественные произведения. Может быть, это подаренные с памятной надписью книги, рассказы о любимом животном или героях приключенческих повестей. Главное, чтобы ребенок относился к книгам бережно, перечитывал их. Должны быть и книги, помогающие ему развить свои способности или связанные с его увлечением.
Приучать к книге следует постепенно, наращивая сложность чтения. При этом важно научить детей делиться своими впечатлениями и сомнениями.
Прежде чем приобретать книгу для домашней библиотеки, следует ознакомиться с содержанием: прочитать аннотацию, просмотреть несколько страниц, обратить внимание на иллюстрации.
На первых порах целесообразнее покупать небольшие по объему книжки с большими рисунками, стараться, чтобы дети запоминали автора и название книги. Приучайте детей при самостоятельном чтении фиксировать возникшие вопросы, интересные места из книги.
Детям следует дать право самостоятельно определить круг своего чтения, необходимо учитывать половые различия детей. Для заинтересованности ребенка чтением желательно проводить литературные игры: угадывание произведения по словам (иллюстрациям), разгадывание «хитрых» вопросов).
Чтобы помочь ребенку ориентироваться в мире книг, выбрать определенную книгу для чтения, следует хоть изредка посещать вместе с ним детскую библиотеку, книжные магазины.
Наличие книг в доме или запись ребенка в библиотеку не гарантирует, что он будет любить читать. Только организация родителями условий для чтения, совместное семейное чтение поможет сформировать читательский интерес у детей.