Круглый стол ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
МОЙ РЕБЁНОК – ПЯТИКЛАССНИК: Проблемы адаптации
ребёнка в новых образовательных условиях
Цель: Психолого-педагогическое просвещение родительской общественности по вопросам обучения, воспитания, развития ребёнка-пятиклассника в период адаптации.
Задачи:
- создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия, выбор поддержки как стратегии эффективного взаимодействия школы и семьи;
- формирование представления о том, что характер детско-родительских отношений и микроклимата семьи напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка в период адаптации;
- обучение методам развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, влияющих на успешность адаптации;
- обучение родителей формам и методам формирования у детей навыков, необходимых для успешной адаптации при обучении на второй ступени.
Содержание
- Вступительная часть
Классный руководитель: Уважаемые родители! Мы рады сегодня встретиться с вами, видим вашу заинтересованность, надеемся, что наше общение будет полезным и приятным.
Цель нашей встречи – определить, в чем основная проблема адаптации учащегося пятого класса, с какими трудностями сталкивается ребенок в период адаптации, а также выяснить, какую помощь может оказать семья ребенку, чтобы учеба для него была успешной и интересной.
Надеюсь, вы активно включитесь в работу, будет открыто высказывать свое мнение. Для такого общения нам необходимо поближе узнать друг друга.
Упражнение «Расскажи о себе»
Описание упражнения. Каждый участник рассказывает немного о себе: как зовут (имя пишется на бейдже); далее по первой букве имени определяется качество, которое позволяет характеризовать человека; любимое занятие; немного о семье и своём ребенке.
- Информационный блок №1 «Проблемы пятиклассника в период адаптации» (выступление педагога-психолога)
Возрастные особенности ребёнка-пятиклассника
Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Проявляется негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план.
Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения (т.е, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры).
Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки, как упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.
Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас).
Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.
Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.
Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не всегда умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием этого возрастного этапа.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Для того, что бы избежать данной ситуации следует в рамках проведения практической работы продумать такие моменты, где ученик мог бы проявить свое творчество.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности. Для того чтобы удовлетворить данную потребность, необходимо включить в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.
Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Следующее противоречие состоит в том, что сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения.
Развиваются интересы ребёнка, однако они ещё не устойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, потребность в получении новых впечатлений и ощущений – с одной стороны это способствует любознательности, а с другой — быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Однако, в любом случае следует поощрять интерес ребёнка, направлять его.
Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью, тревожностью в сфере общения со сверстниками. Типичными чертами подростка являются раздражительность, возбудимость, иногда агрессия или апатия.
Презентация «Первый раз в пятый класс» (проходит параллельно с выступлением педагога-психолога).
В презентации рассмотрены этапы адаптации, факторы, влияющие на адаптацию, указаны признаки легкой, средней и тяжелой степени адаптации, отклонения в поведении, связанные с адаптацией.
- Практическая часть
Обмен мнениями участников семинара-тренинга
Участники по желанию рассказывают о проблемах собственных детей, касающихся учебы либо поведения в период адаптации.
Итогом беседы является коллективное составление рекомендаций по решению проблем успеваемости и поведения. Рекомендации записываются на доски, родители из личного опыта рассказывают, как они помогают детям легче пережить период адаптации.
Упражнение «Режим дня пятиклассника»
Описание упражнения. Участникам встречи предлагается разделиться на группы по 4-5 человек. Родители самостоятельно в группах составляют режим дня для ученика пятого класса. Затем каждая группа зачитывает результат работы с комментариями.
Пример:
Время | Вид деятельности |
6.30-7.00 | Подъем |
7.00-7.20 | Завтрак |
7.20-8.00 | Дорога в школу |
8.00-13.00 | Учебные занятия в школе |
13.00-13.40 | Дорога домой |
13.40-14.00 | Обед |
14.00-15.00 | Отдых. Занятия по интересам. |
15.00-17.00 | Подготовка домашнего задания. |
17.00-18.00 | Прогулка на свежем воздухе. |
18.00-19.00 | Общение с родителями. |
19.00-20.30 | Свободное время. Занятия по интересам. |
20.30-21.00 | Подготовка ко сну. |
21.00 | Ночной сон |
- Информационный блок №2 «Особенности учебной деятельности учащегося на второй ступени образования» (выступление классного руководителя и учителей-предметников)
Выступающие педагоги рассказывают об особенностях оценивания учащихся, правильной подготовке устных и письменных предметов. Акцентируют внимание на развитие самостоятельности ребенка и контроле со стороны родителей. Акцентируют внимание на занятость в свободное время.
Родители задают по ходу выступлений вопросы.
- Диагностирование участников семинара-тренинга
Методика «Какие вы родители?» (взята из книги В.С. Богославской «Школа и семья. Конструктивный диалог»)
Вопросы теста:
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по ТВ на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил поступок. Объясняете ли вы его поведение как результат Вашего воспитания?
- Единодушны ли Вы с Вашим домашним окружением в вопросах воспитания детей?
- Если ребенок предлагает Вам помощь, примите ли Вы ее, если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли Вы ,последовательность есть один из основных принципов воспитания?
- Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли Вы, что физкультура и спорт имеют большее значение для гармоничного развития ребенка?
- Можете ли Вы не приказывать, а просить о чем-либо своего ребенка?
- Неприятно ли Вам « отделываться» от своего ребенка фразой «У меня нет времени» или « Подожди, пока я закончу работу» ?
За каждый положительный ответ – 2 балла, за ответ «иногда» –1 балл, отрицательный – 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов и посмотрите результаты.
Менее 6 баллов. О воспитании Вы имеете смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на поговорку и немедля заняться повышением своего образования в этой области.
7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но над отдельными вопросами Вам следовало бы задуматься. А начните с того, что ближайшие выходные полностью посвятите детям, забыв свои личные дела и интересы. Будьте уверены, дети вознаградят Вас за это.
Более 15 баллов. Вы полностью справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не теряйте бдительность.
По желанию может быть организовано обсуждение результатов теста.
- Практические рекомендации родителям
Родителям раздаются, зачитываются, поясняются рекомендации, которые написаны от лица ребенка (приложение 1).
- Подведение итогов встречи
Родители делятся впечатлениями о состоявшейся встрече. Высказывают пожелания и рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Дорогие родители!
Мы не всегда можем сказать Вам, что думаем. Поэтому, прочитайте наши пожелания, может это поможет нам стать еще ближе.
Любите нас такими, какие мы есть. Ведь мы с вами самые родные люди на свете.
Когда мы делаем уроки, создайте нам тишину. Выключите радио, телевизор, компьютер. Громкий разговор нам тоже мешает.
Помогайте нам делать домашние задания каждый день, но не делайте вместо нас, проверяйте аккуратность, хвалите за хорошо выполненную работу.
Почаще общайтесь с учителем, он поможет нам решить проблемы и в учебе и в поведении.
Каждый день спрашивайте, как у нас дела, что нового мы узнали. Нам так важно знать, что вы нами интересуетесь.
Самое лучшее и счастливое время для нас- это время, проведенное вместе с вами. Очень хочется, чтобы таких моментов было больше.
Вы – самые главные учителя для нас, у вас мы учимся, как правильно себя вести в разных ситуациях, мы копируем ваше поведение, ваше отношение к другим людям.
Не забывайте, вы – главные в семье, а мы должны подчиняться вам и уважать вас.
Спасибо вам за то, что вы у нас есть!