В нашей школе в поддержку семейного чтения проходит акция «Самая читающая семья»
В библиотеке организована выставка «Всей семьей у книжной полки». В рамках акции в библиотеке пройдут: дни семейного общения, дискуссии, семейные праздники, конкурсные программы, информационные сообщения. Родителям будут предложены памятки по организации чтения детей, рекомендательные списки литературы с лучшими произведениями по различным темам.
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало чьё-то чтение? Зачем нам нужно, чтобы книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в его жизни с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.
Важность чтения вслух состоит в том, что когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия и сопереживания, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение — слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.
Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей слышащих только разговорную речь. Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще объектировать смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.
Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых, иначе пропадет интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.
После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие намного дней. Но, после освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер. Мнения о том, когда это должно происходить — самые противоположные. По данным американских исследователей врожденные способности к чтению проявляются в возрасте 18 месяцев до 6 лет. Если учесть, что на первые шесть лет жизни ребенка приходится 60 процентов знаний, которые он приобретает за всю жизнь, то столь раннее обучение чтению не лишено практического смысла.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых, и в-главных, семейное чтение — важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие), и сопереживание, и обсуждение.
Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том что будет в книге дальше. На следующий день пред началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.
Есть семьи, где традиция совместного чтения не прерывается, когда дети уже выросли. Объединение семьи вечером за общей книгой не мешает каждому в другое время читать свою книгу и вести свою жизнь, но помогает единению семьи и взаимопониманию, что особенно важно, когда дети — подростки. Могут, например, дети-подростки и родители читать и порознь, не вслух, одни и те же книги, рекомендуя друг другу и потом, обсуждая. Такая традиция, объединяющая детей и родителей, порождает взаимопонимание и в других вопросах, не только в литературных. Подросток читает самые сложные, «взрослые» литературные произведения, обсуждая их с родителями.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьной библиотеки — научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Читайте вместе и помните слова польского педагога Януша Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».