СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Отцы и дети: на пути к пониманию
Цель: Создание условий для осознания родителями своей роли в сохранении доверительных отношений с подростками, эффективных детско-родительских отношений.
Содержание семинара-тренинга
- Вступительная часть.
Для установления дружелюбной, свободной атмосферы родителям предлагается выбрать стикеры зеленого или желтого цвета, написать на нем свое имя. Далее участникам необходимо сесть в круг и пообщаться друг с другом в паре с рядом сидящим человеком, а именно спросить у своего соседа имя его ребенка и чем увлекается его сын (или дочь). Затем каждый из родителей рассказывает о ребенке того, с кем он общался.
Упражнение «Река ожиданий»
Описание упражнения. На предложенный плакат родители приклеивают стикер со своими ожиданиями, т. е. им необходимо сформулировать те вопросы, ответ на которые они хотели бы получить в ходе собрания. Например: «Мне хотелось бы услышать совет (рекомендацию) как себя вести (реагировать), если я вижу, что моя дочь (сын) мне врет…, много времени проводит за компьютером…, грубит…, приходит поздно…, обижает младшего сына…, хамит бабушке…, разбрасывает вещи…, плохо учится…».
Ожидания озвучиваются и приклеиваются на одной стороне реки, нарисованной на плакате «Река ожиданий». В конце встречи родителям будет предложено переклеить стикеры на другую сторону реки, если они получили ответ на свои вопросы.
- Информационный блок
Классный руководитель:
Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время – то, в которое ты сейчас живешь, самое главное дело — сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься.
«Мама, отпусти меня гулять», — говорит ребенок. «Я обязательно свяжусь с «нехорошими» людьми, попаду в «плохую» компанию, где меня познакомят с игрой на деньги, научат курить, дадут попробовать наркотики и алкоголь», — мысленно добавляют родители. Но на самом деле причина, которая может привести ребенка на этот путь находится не на улице, не на экране телевизора, не в газетах и журналах и не в школе. Все гораздо проще и ближе. Все происходит прямо перед вами и с вашим непосредственным участием – в семье.
Только семья может удовлетворить четыре простые, но крайне важные психологические потребности ребенка: потребность в безопасности, потребность чувствовать себя нужным, потребность быть любимым и любить самому.
Запрещая – разрешай!
Родители желают своим отпрыскам добра и только добра, но иногда они слишком настойчивы в своих намерениях. Вернитесь ненадолго в детство. Вспомните, как сильно вам хотелось пойти на дискотеку или на последний сеанс в кино. Остаться ночевать у друзей. Там, где будут все и не будет только тебя! Мечта всей жизни – собака! Вспомните, как вам приходилось врать родителям… ну, не врать, а просто не говорить всей правды. А теперь постарайтесь избежать ошибок своих родителей.
Неаргументированными запретами, резкими «нет – и точка!», нежеланием разобраться в ситуации и непониманием вы отдаляете от себя ребенка.
Помогите ребенку принять правильное решение, не навязывая свое мнение и, тем более, не запрещая категорически. Расскажите все «за» и «против». Приведите пример из своего детства, дайте ему почувствовать, что вы тоже «нормальный» человек, а не просто «ограниченный взрослый». Если ребенок будет обращаться к вам не за разрешением, а за советом, значит вы заслужили самое главное – его доверие.
Всеобъемлющее «да», по сути, другая сторона отказа. Ведь фактически, разрешая ребенку все, вы отказываете ему в своем внимании, в возможности задуматься над тем, правильно ли он поступает. Отсутствие ограничений приводит ребенка к выводу, что все происходит безнаказанно и бесследно – в том числе и для его здоровья. Соблюдайте золотую середину – не позволяйте ему слишком много и не давайте ему слишком мало.
Существуют так называемые «семейные ловушки», попав в которые вы можете спровоцировать своих близких к пристрастию к азартным играм, употреблению наркотиков и алкоголя.
Ловушка 1. Никогда не сидеть за одним столом всей семьей.
Сегодня, в век погони за финансовым благополучием, мы часто отодвигаем совместные трапезы, оправдывая себя нехваткой времени. Однако именно они создают ощущение единства. Создавайте семейные традиции, в которые вовлечен ребенок – садитесь за стол вместе, делитесь мыслями и впечатлениями. В кругу семьи, среди самых близких и родных людей на свете, человек должен чувствовать уютно.
Ловушка 2. Никогда не организовывать семейные поездки, которые дети ждали бы с нетерпением.
Семейный отдых – еще один способ почувствовать единство и сплоченность в семье. Очень важно делиться впечатлениями. Старайтесь быть искренними и, самое главное, внимательно слушайте, о чем говорят ваши близкие. Не спорьте, покажите, что для вас важно их мнение, и они имеют право думать иначе, чем вы. Фотографируйтесь вместе. И тогда самые теплые воспоминания будут связаны с семьей. Планируйте свой отдых совместно, учитывайте потребности каждого члена семьи и, запланировав, не откладывайте.
Ловушка 3. Обращаться к детям, а не говорить с ними, никогда не слушать.
Ребенок нуждается в диалоге. Родители часто жалуются, что их сын или дочь не слышат, не хотят слушать и никогда не делятся своими мыслями. Секрет прост: начните с себя. Когда ребенок рассказывает вам что-то, не торопитесь давать советы, молча выслушайте его, переспросите, правильно ли вы его поняли, поблагодарите за открытость и доверие.
Ловушка 4. Никогда не давать ребенку ошибаться, решать за него.
Ребенку необходимо знать, что его мнение значимо, ценится вами. Иногда взрослые забывают об этом. Каждый поступок – бесценный опыт, и, если не позволить ребенку ошибиться в малом, он не научится самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями. Вот простой пример: 10-летний Антон в магазине увидел красивую машину и начинает просить маму купить ее. Мама может просто отказать ему, ведь знает, что таких машин у него уже три, а Антон давно хочет велосипед. Она говорит сыну «Я могу купить тебе сейчас машину, если ты действительно этого хочешь, но тогда придется отложить покупку велосипеда. Я бы на твоем месте этого не делала. Но это твой выбор, и тебе решать, что делать».
Ловушка 5. Дарить подарки только на праздники и за что-то.
Поощряя детей за пятерки, выигранные олимпиады, уборку мы стимулируем их к росту и новым победам. Но вместе с тем ребенок понимает, что его любят за что-то. Такие дети, как правило, становятся отличниками, хорошими друзьями. Но есть и обратная сторона медали. Ребенок начинает думать, что его любят только за положительные черты и поступки. Не бойтесь поощрять ребенка спонтанно, просто так, даже если сегодня он не принес пятерку.
Ловушка 6. Говорить: «Если я узнаю, что ты… я убью тебя, не знаю, что я с тобой сделаю…»
Подобными фразами мы стараемся остановить ребенка. В действительности мы лишь усугубляем ситуацию, такие высказывания спровоцируют ребенка, ведь запретный плод сладок. Угрозами вы настроите ребенка против себя. Говорите с ребенком на равных, не должно быть запретных тем дома.
Ловушка 7. Делать за него, а не вместе с ним.
Подобными действиями мы стремимся избавить ребёнка от лишней нагрузки. А кто сказал, что она лишняя? Всё, что даётся человеку в испытание, учит его, готовит к жизни, развивает, даёт ему возможность познать мир. Делая всё за своего ребёнка, мы лишаем его возможности научиться, познать, подготовиться и т.д. Если хотите сделать это познание и поиск ответов и решений для ребёнка интересным, понятным и доступным, преодолевайте этот путь вместе с ним. Давно известно, что самый лучший опыт – это опыт, полученный через собственные действия. А действовать всегда легче по образцу. Станьте для ребёнка этим образцом.
Ловушка 8. В воспитании ребенка руководствоваться принципом: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
Политика двойных стандартов – верный способ испортить отношения с ребенком. Когда курящий папа объясняет ребенку, что курить – это плохо, ребенок находится в смятении. В его голове формируется иллюзия: курить – значит быть взрослым.
Ловушка 9. Применять насилие.
Всем давно известно, что насилие и агрессия могут воспитать только насилие и агрессию. А доброта и терпение воспитываются добротой и терпением. Применяйте тот инструмент воспитания, от которого потом не хотите пострадать сами. Применяйте тот инструмент воспитания, которым сможет воспользоваться ваш ребёнок.
Список самых распространенных негативных установок, которые родители дают своим детям.
- Не выражай свои чувства!
- Не реви!
- Мне не интересно, что ты думаешь!
- Ах ты!..
- Делай так, как я говорю!
- Будь хорошим, приятным…
- Избегай конфликтов!
- Не спрашивай почему, просто делай так, как я говорю!
- Хорошо учись в школе!
- Не задавай вопросов!
- Не противоречь мне!
Детские психолог также рекомендуют избегать в общении с ребенком следующих реплик:
- Держи себя в руках!
- Ты слишком многого хочешь!
- Скорей бы ты уже вырос!
- Большие мальчики не плачут!
- Веди себя как хорошая девочка!
- Ты этого не чувствуешь!
- Не будь таким!
- Тебе не понять!
- Ты такой глупый…
- Ты обязан!
- Я жертвую собой ради тебя!
- Как ты можешь поступать так со мной!
- Мы не будем тебя любить, если ты…
Родителям предлагается заменить «негативные» реплики на «позитивные». Например:
- Я понимаю, что ты расстроен, давай поговорим об этом позже, когда ты успокоишься.
- Когда мне было 14 лет, мне тоже хотелось всего и сразу…
- Мне бы хотелось, чтобы в следующий раз ты смог контролировать свои эмоции…
Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если вы осознанно или нет, навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику. Постепенно заменяя «отрицательные шаблоны» на положительные, вы заметите, что отношения с ребенком налаживаются, он становится более открытым и уверенным в себе.
3.Практическая часть
Родителям предлагается разделиться на четыре группы для выполнения практической части собрания. Каждой группе необходимо обсудить предложенную ситуацию и попытаться разобраться в ней. Перед тем, как группы начнут анализировать ситуации, родителям предлагается познакомиться с техникой «Я-высказывание» и в дальнейшем воспользоваться алгоритмом построения «Я-высказывания» при формулировании ответа ребёнку в каждой конкретной ситуации. Затем каждая ситуация обсуждается и анализируется коллективно всеми родителями.
Алгоритм построения «Я-высказывания»
- Сообщение о факте;
- Проговорить то, что вы чувствуете в данный момент;
- Сообщить причину, почему вы это чувствуете;
- Выражение просьбы.
Ситуация 1
Вы открываете дневник своего ребенка, а по математике стоит третья за две недели «1», хотя накануне было обещано все исправить. Ваши действия…
Ситуация 2
Была договоренность, что ребенок играет в компьютерные игры до 21.00, но уже 22.00, а он все продолжает. Ваши действия…
Ситуация 3
Вам звонит классный руководитель и говорит, что дочь использует очень яркий макияж. Ваши действия…
Ситуация 4
Вы возвращаетесь с работы, а Вас в очередной раз ждет невымытая посуда. Ваши действия…
- Подведение итогов встречи
Родителям предлагается вспомнить о своих ожиданиях, подойти к «Реке ожиданий» и переклеить свой стикер, если их ожидания оправдались, и они получили ответ на свой вопрос.
Рефлексивное упражнение «Острова»
Описание упражнения. На доске карта настроения. Родителям предлагается поставить любой знак на тех островах, на которых они сегодня они побывали, анализируя своё эмоциональное состояние и настроение: о. Страха, о. Познания, о. Уверенности, о. Скуки, о. Мечты, о. Беспокойства, о. Радости, о. Самоудовлетворения, о. Увлечённости, о. Удивления.
В завершение встречи проводится анкетирование родителей и каждому участнику семинара-тренинга вручается «Памятка родителю от имени ребёнка» (приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии делать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии других людей.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в разгар конфликта.
Не пытайтесь читать мне нотации. Вы будете удивлены, узнав, как хорошо я знаю, что такое хорошо, а что плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертельный грех.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, зачем я так поступаю. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Я учусь на собственном опыте.
Не перекладывайте ваши проблемы на меня.
Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит от моих достижений.
Давайте мне право выбора.
Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.