Формы и  работа классного руководителя

«Формы и  работа классного руководителя, обеспечивающее эффективное взаимодействие с родительской общественностью»

 

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

       Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому работу с родителями желательно организовывать по возможности схожей с той работой, которая проводится с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые желательно использовать в своей практической деятельности.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей нужно добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараться заинтересовать родителей школьной жизнью, дать возможность проявлять инициативу, а также поддерживать родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество желательно начинать с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использовать различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

Желательно использовать разные формы проведения родительских собраний. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

  • Гармония общения — залог психического здоровья ребёнка.
  • Счастливая семья. Какая она?
  • Единство семьи и школы.
  • Роль самооценки в формировании личности.
  • Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

Тематику родительских собраний желательно планировать исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания проводятся с участием детей, например: » Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка». Готовясь к этому собранию, дети могут писать сочинения, нарисовать рисунки на тему «Моя семья».

Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив – это родительские вечера. Родительский вечер — это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаются следующие темы  родительских вечеров:

  • Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?
  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  • Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.
  • Школьная форма. За и против.

Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, нужно определить заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, можно вынести её на собрание.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу можно использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.

Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. К конференциям целесообразно готовить с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатывать и раздавать родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты проводятся с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эта форма сотрудничества считается очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Для организации совместной деятельности родителей и детей целесообразно использовать различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.
  • Праздники знаний и творчества.
  • Турниры знатоков.
  • Совместные олимпиады.
  • Выпуск предметных газет и др.

Формы трудовой деятельности:

  • Оформление кабинета.
  • Благоустройство и озеленение школьного двора.
  • Посадка аллей.
  • Создание классной библиотеки.
  • Выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга:

  • Совместные праздники.
  • Подготовка концертов, спектаклей.
  • Соревнования.
  • Конкурсы.
  • КВНы.
  • Экскурсионные поездки и др.

Широкое распространение получили семейные праздники:

  • Мы школьниками стали.
  • Праздник первой отметки.
  • День матери.
  • День отца.
  • День именинника и многие другие.

Игровые и спортивные семейные конкурсы:

  • «Папа, мама и я — спортивная семья».
  • «Папа, мама, я — читающая семья».
  • «Музыкальная семья».
  • «Нам вместе весело».
  • «Дочки и мамы».
  • «Папы могут всё что угодно».

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.