«Формы и работа классного руководителя, обеспечивающее эффективное взаимодействие с родительской общественностью»
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому работу с родителями желательно организовывать по возможности схожей с той работой, которая проводится с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.
Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые желательно использовать в своей практической деятельности.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей нужно добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараться заинтересовать родителей школьной жизнью, дать возможность проявлять инициативу, а также поддерживать родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество желательно начинать с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использовать различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.
Желательно использовать разные формы проведения родительских собраний. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:
- Гармония общения — залог психического здоровья ребёнка.
- Счастливая семья. Какая она?
- Единство семьи и школы.
- Роль самооценки в формировании личности.
- Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.
Тематику родительских собраний желательно планировать исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания проводятся с участием детей, например: » Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка». Готовясь к этому собранию, дети могут писать сочинения, нарисовать рисунки на тему «Моя семья».
Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив – это родительские вечера. Родительский вечер — это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаются следующие темы родительских вечеров:
- Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?
- Первые книжки ребенка.
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
- Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
- Песни, которые пели мы и поют наши дети.
- Школьная форма. За и против.
Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, нужно определить заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, можно вынести её на собрание.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу можно использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. К конференциям целесообразно готовить с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатывать и раздавать родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты проводятся с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эта форма сотрудничества считается очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.
Для организации совместной деятельности родителей и детей целесообразно использовать различные формы, например:
Формы познавательной деятельности:
- Дни открытых уроков.
- Праздники знаний и творчества.
- Турниры знатоков.
- Совместные олимпиады.
- Выпуск предметных газет и др.
Формы трудовой деятельности:
- Оформление кабинета.
- Благоустройство и озеленение школьного двора.
- Посадка аллей.
- Создание классной библиотеки.
- Выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга:
- Совместные праздники.
- Подготовка концертов, спектаклей.
- Соревнования.
- Конкурсы.
- КВНы.
- Экскурсионные поездки и др.
Широкое распространение получили семейные праздники:
- Мы школьниками стали.
- Праздник первой отметки.
- День матери.
- День отца.
- День именинника и многие другие.
Игровые и спортивные семейные конкурсы:
- «Папа, мама и я — спортивная семья».
- «Папа, мама, я — читающая семья».
- «Музыкальная семья».
- «Нам вместе весело».
- «Дочки и мамы».
- «Папы могут всё что угодно».
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.