ШКОЛА И РОДИТЕЛИ:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В течение длительного времени в учреждениях образования не уделялось должного внимания тому, как проходит процесс воспитания в семье. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно учреждение образования (детский сад, школа) призвано осуществить основной вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Основной формой работы педагога с родителями являлись родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении), указание родителям на их ошибки и недостатки в воспитании. При этом точка зрения родителей, их мнение, и в целом, опыт семейного воспитания полностью игнорировался. Что, к сожалению, и привело к тому, что классный руководитель и родители оказались «по разные стороны баррикады», зачастую, не понимая, и не слыша друг друга.
Сегодня у педагогов и родителей общая цель — достойное образование и воспитание ребенка, посредством организации эффективного взаимодействия школы и семьи. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Именно поэтому необходимо такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать — сотрудничество, общение на равных, другими словами – социальное партнерство.
Социальное партнерство — (англ. partnership) — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Гарантом эффективности работы с родителями в рамках социального партнерства являются:
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель — враг, соперник»);
доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
заинтересованность педагога в решении проблемы, трудностей ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).
В построении партнерских отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования можно выделить три этапа. (Приложение 1).
Первый этап – знакомство.
На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.
Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.
Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают нравственные ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы.
На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Педагоги иногда упускают из вида, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.
Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность учебного учреждения для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д..
На первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».
Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.
Второй этап – совместная деятельность.
На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
Здесь важно понятие общего вклада – т.е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
Соблюдение этических норм и договоренностей;
Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);
Продуктивность.
Рассмотрим последние два фактора более подробно, так как первый, на мой взгляд, не нуждается в дополнительных комментариях.
Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на один-единственный вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся?
Если семья ощущает эту заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.
Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители – люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы. Доверие – вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.
Перечислим основные виды совместной деятельности образовательного учреждения и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате (Приложение 2).
Рассмотрим последние два фактора более подробно, так как о первом и втором, мы оговаривались.
Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе (к примеру, оказание помощи в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, трудовой и т.д.). В этот же вид деятельности входит и помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.
Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исходить от педагогов (как от людей, владеющих специальными знаниями об эффективной коммуникации). Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую поддержку кому-то из родителей, другому ребенку. Как правило, людям приятно, когда они делают что-то полезное для других.
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.
Действия педагога: планирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей и мониторинг. Так называемые обычные родительские собрания можно превратить в «круглые столы», «семинары-практикумы», «интерактивные встречи», «дискуссии», «психолого-педагогический практикум», «собрание – презентацию», «творческий отчет» (совместно с учащимися), «час вопросов и ответов» и т.д., на которых будут решаться стратегические вопросы, с приглашением специалистов различных сфер.
Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
Третий этап – собственно партнерство.
Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).
Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.
И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.
Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и учреждением образования?
Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и учебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.
Приложение 1.
Этапы развития социального партнерства
Приложение 2.
Деятельность | «Продукт» |
1 — Обсуждение стратегии и тактики образовательно-воспитательного процесса
2 -Проектирование образовательного процесса 3 — Реализация образовательного процесса 4 — Взаимоподдержка |
модели, концепции, ресурсы
образовательные программы
мероприятия
психологический комфорт партнеров
|