Тема 5. Дизорфография у младших школьников

Дизорфография у младших школьников:  что это такое, причины возникновения

 

Дизорфография – это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Типичными проявлениями дизорфографии являются: нечёткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания (особенно морфологического принципа), что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме.

К основным негативным факторам, которые так или иначе влияют на развитие дизорфографии, можно отнести:

  • тяжёлое течение беременности, гипоксия плода, травмы плода во время родов, соматические заболевания, а также инфекционные заболевания, перенесённые в первый год жизни (менингит, энцефалит и т.д.);
  • в группу риска входят часто болеющие дети, а также те, у кого диагностировано резидуально-органическое поражение центральной нервной системы;
  • нарушения устной и письменной речи. У детей с данным нарушением в дошкольный период часто встречается дизартрия или функциональная дислалия. Когда ребёнок приходит в первый класс, у него, как правило, ОНР – общее недоразвитие речи;
  • ребёнок может элементарно не быть готовым к школьному обучению (как физически, так и эмоционально).

Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре такого сложного дефекта как общее недоразвитие речи, при нерезко выраженном общем недоразвитии речи, в сочетании с нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией).

Имеется и определенная зависимость между характером, степенью выраженности и видом дисграфии. Так, смешенная дисграфия (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом отмечается огромное количество ошибок в словах при использовании традиционного и морфологического принципов написания.

Наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в следующих случаях:

  1. При правописании проверяемых безударных гласных в корне. Учащиеся с дизорфографией при проверке слов на безударные гласные в корне не пользуются приёмом сопоставления данных словоформ. Их проверочные слова чаще всего сходны по звучанию, не являются родственными («насок»-«насы», от слова нас).
  2. В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
  3. В случаях переноса слов. Что свидетельствует о неумении анализировать ритмический рисунок слова, о недифференцированности знаний, умений и навыков слогоделения и переноса слов. К наиболее характерным ошибкам можно отнести перенос одной буквы (чаще всегда гласной в начале слова: о-поздал), отрыв одной буквы от корня или суффикса (доро-жный), буквы от приставки (по-дбежал). Трудности переноса слов вызывают определенный стереотип написания частей слов на полях.
  4. При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.
  5. Недостаточно прочно сформированы знания и о буквах алфавита.

При смешанной дисграфии (оптической дисграфии с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии) преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил традиционного написания и правил графики. При этом учащиеся не усваивают написания чн, чк, стн и т.д., жи-ши, ча, ща, чу, щу, слов с непроизносимыми согласными.

Данное нарушение следует отличать от трудностей иного характера при усвоении и применении правил правописания. Они возникают из-за частых болезней ребёнка, педагогической запущенности, одновременного использования нескольких методик обучения и некоторых других причин. При этом учащиеся допускают также большое количество орфографических ошибок. Учащиеся не усваивают орфограммы, которые подчиняются нескольким принципам написания. Однако данные затруднения не приобретают стойкого характера и преодолеваются при систематической работе над правилами.