ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации проекта «Зеленые школы»
в период с апреля 2023 года по май 2024 года
- Направление «Биоразнообразие»
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
1.1.Определение цветковых растений.
Задание: изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
|||
1.1.1.Создать и разместить в учреждении образования картосхему его территории или территории природного окружения учреждения, на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения разместить картосхему территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений внести в онлайн-базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). | Май 2023 -апрель 2024 года | Учащиеся 6Б (7Б),
4 (5) классов |
Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., Труханович С.С. Кохановская К.И., Мишкинь А.Б., Кабаровская О.В. |
1.1.2.
1. Организация экскурсий (1-2) на пришкольную территорию 2. Фотографирование (зарисовка) объектов (цветковые растения) (10-15 шт каждому), нанесение их местоположения на черновую картсхему. 3. Определение растений с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 4. Информация о разнообразии растений занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения, приводим расшифровку карты, даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общего путеводителя «Растения» (электронный и печатный вариант). 6. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
|||
Задание: посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) (природный парк «Горни») | |||
1.1.3.Оформить картосхему ООПТ на стенде «Экология. Экономия. Энергия» в холле учреждения образования с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой разместить изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). |
Сентябрь 2023 – апрель 2024 |
Учащиеся 5 классов |
Мохарь Н.А. Орда Г.П. Рудяк О.А. Сокол Н.И. библиотекари Мысливец И.Ю., Барановская Р.Э. |
1.1.4.
1. Организация экскурсий (1) в парк «Горни» 2. Фотографирование (зарисовка) редких объектов природы. Нанесение их местоположения на черновую картсхему парка. 3. Информацию о видах занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения, приводим расшифровку карты, даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общей брошюры (электронный и печатный вариант). 6. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
|||
1.2.Изучение растений – «дикий квадрат».
Задание: изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения или территории природного окружения учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 м2 |
|||
1.2.1.Произвести количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования или на территории природного окружения учреждения образования, не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе, с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещать информацию (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. При повторном выполнении задания информацию обновлять
Создать «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии разместить на сайте учреждения образования. Его расположение отметить на картосхеме участка учреждения образования. |
Апрель 2023 года – май 2024 года | Учащиеся 6Б (7Б) класса | Мохарь Н.А.
Труханович С.С. |
1.2.2.
1. Выбрать экспериментальных площадок (4 шт) на территории школы. 2. Создать «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии разместить на сайте учреждения образования. Его расположение отметить на картосхеме участка учреждения образования. 3. Организация экскурсий (1-2) на пришкольную территорию 2. Фотографирование (зарисовка) объектов (10-15 шт). нанесение их местоположения на черновую картсхему. 3. Определение видов растений с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 4. Информация о разнообразии растений занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения, приводим расшифровку карты, даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). 6. Составить отчет (исследовательскую работу) с описанием видов, их количества, условиях обитания и т. д. |
Апрель 2023 года – май 2024 года | Учащиеся 6Б (7Б) класса | Мохарь Н.А.
Труханович С.С. |
1.3.Изучение насекомых.
Задание: изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения или территории природного окружения учреждения образования |
|||
1.3.1.На картосхеме территории учреждении образования или территории природного окружения учреждении образования обозначить места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему.
На сайте учреждения образования разместить информацию о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения образования. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указать дату выполнения задания и участников. |
Апрель 2023 – май 2024 года | Учащиеся 2 (3) классов | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., БарыкинаЛ.С., Вайшнис Т.В., Сенкевич Т.В. |
1.3.2.
1. Организация экскурсий (1-2) на пришкольную территорию 2. Фотографирование (зарисовка) объектов (10-15 шт). нанесение их местоположения на черновую картсхему. — Барыкина Л.С. «Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые» — Вайшнис Т.В. «Жуки», «Почвенные насекомые» — Сенкевич Т.В. «Бабочки» 3. Определение видов насекомых с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 4. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения, приводим расшифровку карты, даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общего путеводителя «Насекомые» (электронный и печатный вариант). 5. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
Апрель 2023 – май 2024 года | Учащиеся 2 (3) классов | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., БарыкинаЛ.С., Вайшнис Т.В., Сенкевич Т.В. |
1.4.Наблюдение за дневными бабочками.
Задание: Создать и размесить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек» |
|||
1.4.1.Создать «Клумбу для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отметить на картосхеме территории учреждения образования. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней разместить на сайте учреждения образования. Указать даты выполнения задания и участников. | Апрель 2023 года; | 9 “А” класс | Гаврик Е.И., Мохарь Н.А., |
1.4.2.
1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике (польза насекомых) 2. Согласовать местоположение клумбы, определиться с сортами цветов. 3. Вскопать клумбу, посадить цветы. 4. Местонахождение клумбы отметить на картосхеме территории учреждения образования. 5. Провести наблюдения за клумбой: кто прилетает, определить виды, определить значение (полезные или вредные), сравнить количество видов на начало (июнь) и конец (сентябрь) наблюдений. 6. Фотографирование (зарисовка) объектов. Определение видов насекомых с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 7. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 8. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общего путеводителя «Насекомые» (электронный и печатный вариант). 9. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
Апрель 2023 года; апрель-май 2024 года | Учащиеся 7 (8) классов | Мохарь Н.А.,
Захарова Т.И., Змитревич А.Ю., Ярошевич Е.В., Гаврик Е.И. |
1.5.Изучение водных насекомых
Задание: Изучить разнообразие водных насекомых на территории учреждения |
|||
1. Организация экскурсий (1-2) на пришкольную территорию (к пруду)
2. Фотографирование (зарисовка) объектов (10-15 шт). 3. Определение видов насекомых с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 4. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общего путеводителя «Насекомые» (электронный и печатный вариант). 5. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
Май 2024 – сентябрь 2024 | Учащиеся 5 (6) классов | Милейко Е.С., Мохарь Н.А.,
Классные руководители 5 (6) классов |
1.6.Наблюдение за птицами
Задание: Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
|||
1.6.1.На картосхеме территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения обозначить места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему.
На сайте учреждения образования разместить информацию о разнообразии птиц территории учреждения образования. Информацию о разнообразии птиц занести в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указать даты выполнения задания и участников. |
Апрель 2023 года – март 2024 года | Учащиеся 1 (2) классов
|
Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А. Каспар Л.Г., Волынец Е.А., Кохановская Л.В., |
1.6.2.
1. Организация экскурсий (1-2) на пришкольную территорию 2. Фотографирование (зарисовка) объектов (каждому по 5 шт). Нанесение их местоположения на черновую картсхему. 3. Определение видов птиц с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 4. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 6. Создать банк «Песен птиц» (голосовое звучание), берем из интернета 5. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения, приводим расшифровку карты, даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе планируется создание общего путеводителя «Птицы» (электронный и печатный вариант). 6. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
Апрель 2023 года – март 2024 года | Учащиеся 1 (2) классов
|
Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А. Каспар Л.Г., Волынец Е.А., Кохановская Л.В., |
1.7.Картирование дикой природы на пришкольной территории и создание плана действий
Задание: Изучить разнообразие видов животных и растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
|||
1.7.1.На картосхеме территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования обозначить местонахождение всех видов животных и растений. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида животных и растений из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования разместить информацию (отчёт) о результатах изучения разнообразия. Информацию о разнообразии в онлайн базу данных florafauna.by |
Май 2023 года – апрель 2024 года |
Учащиеся1-10 классов |
Мохарь Н.А.
|
1.7.2.
1. Сбор информации о биоразнообразии животных и растений у участников проекта, ответственных за данную работу (пункты 1.1-1.6., 1.8., 1.9., 1.12., 1.14.,1.15.) 2. Оформление общей карты-схемы на сайте школы, стенде 3. Оформление отчета 4. Создание печатных и электронных (на сайт) путеводителей по биоразнообразию видов животных и растений на территории учреждения образования |
|||
Задание: Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения образования | |||
1.7.3.Провести аналитическую работу.
Составить план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования. План согласовать с администрацией учреждения образования и разместить на сайте учреждения образования. Указать дату выполнения задания и участников. Ежегодно предоставлять результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации |
Апрель 2023 – март 2024 года | Учащиеся 10 (11) класса | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А.
|
1.8.Создание убежищ для беспозвоночных животных
Задание: Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования убежища для беспозвоночных животных |
|||
1.8.1.Провести обучающие мероприятия по указанной тематике.
Провести практические занятия по изготовлению убежищ для беспозвоночных животных с привлечением родителей учащихся. Составить отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отметить на картосхеме территории учреждения образования. Отчёт и фотографии разместить на сайте учреждения образования. Указать даты выполнения задания и участников |
Май 2023- ноябрь 2024 г |
Учащиеся 6 (7) классов |
Мохарь Н.А., Труханович С.С., Дембя М.Э. |
1.8.2.
1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике (польза насекомых) 2. Провести практические занятия по изготовлению домиков для насекомых с привлечением родителей учащихся. 3. Разместить убежища на территории учреждения образования. 4. Составить отчет о количестве убежищ, их размещение отметить на картосхеме территории учреждения образования. 5. Провести наблюдения за домиками: кто заселился, определить виды, определить значение (полезные или вредные), сравнить количество видов на начало (июнь) и конец (июль) наблюдений. 6. Фотографирование (зарисовка) объектов. Определение видов насекомых с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 7. Информация о разнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 8. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте. Даем описание виду (фото (можно приложить скан детского рисунка), классификация, местообитание, ареал, описание морфологических признаков, особенности биологии, значение, охрана и т. д.). На заключительном этапе создание общего путеводителя «Насекомые» (электронный и печатный вариант). 9. Осуществлять мониторинг заселения убежищ насекомыми 10. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
|||
1.9.Создание пруда
Задание: Создать пруд, заселить его растениями. Обеспечить его биоразнообразие |
|||
1.9.1.Создать пруд. На картосхеме территории учреждения образования отметить местонахождение пруда. Фотографии пруда разместить на сайте учреждения образования | Март 2023 -октябрь 2024 года | Учащиеся 8-9 классов | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., Хоменко Ю.В., Бородач Е.В., Борисевич Л.А. Змитревич А.Ю. Ярошевич Е.В. Захарова Т.И. |
1.9.2.
1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике. 2. Создать пруд, на картосхеме территории учреждения образования отметить местонахождение пруда. 3. Заселить пруд растениями и животными. 4. Составить отчет о видах высаженных водных растений, дать им характеристику. 5. Осуществлять мониторинг заселения пруда насекомыми и земноводными. |
|||
1.10.Создание искусственных гнездовий для певчих птиц
Задание: Создать и разместить на территории учреждения или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей |
|||
1.10.1.Провести практические занятия по изготовлению искусственных гнездовий с привлечением родителей учащихся.
1.10.2.Провести экологическую акцию «Поможем птицам», разместить гнездовья на территории учреждения образования. 1.10.3.Составить отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отметить на картосхеме территории учреждения образования. 1.10.4.Отчёт и фотографии разместить на сайте учреждения образования. Указать даты выполнения задания и участников. |
Май 2023 года – март 2024 года | Учащиеся 5 (6) классов | Мохарь Н.А.,
Псыщаница Н.Н., Бинкевич И.В., Власевич С.П. |
1.11.Создание убежищ для летучих мышей
Задание: Создать и разместить на территории учреждения или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей |
|||
1.11.1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике (польза летучих мышей, птиц и т.д.)
1.11.2. Провести практические занятия по изготовлению искусственных гнездовий и убежищ летучих мышей с привлечением родителей учащихся. 1.11.3. Разместить убежища для мышей (3 шт) на территории учреждения образования. 1.11.4. Провести практические занятия по изготовлению искусственных гнездовий с привлечением родителей учащихся (3 шт). Провести экологическую акцию «Поможем птицам», разместить гнездовья на территории учреждения образования. 1.11.5. Составить отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отметить на картосхеме территории учреждения образования. 1.11.6. Осуществлять мониторинг заселения убежищ и гнездовий животными 1.11.7. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
Май 2023 года – март 2024 года | Учащиеся 5 (6) классов | Мохарь Н.А.,
Псыщаница Н.Н., Бинкевич И.В., Власевич С.П. |
1.12.Посадка деревьев
Задание: Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников |
|||
1.12.1.Провести обучающие мероприятия по указанной тематике.
Провести экологические трудовые акции по высадке деревьев. Провести мероприятия в рамках республиканской акции «Сад надежды». Принять участие в районном семинаре по обмену опытом участников акции. Составить список видов посаженных деревьев и кустарников с указанием их количества. |
Апрель 2023 года — май 2024 года | Учащиеся 6(7), 9, 10 классов | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., Гаврик Е.С., Хоменко Ю.В., Бородач Е.В., Борисевич Л.А. |
1.12.2.
1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике. 2. Провести экологические трудовые акции по высадке деревьев. 3. Благоустройство, уход и расширение видового разнообразия школьного сада. 4. Инвентаризация и описание дикорастущих и плодовых деревьев и кустарников на территории учреждения образования, составление картосхемы. 5. Информацию о разнообразии растений занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org |
|||
1.13.Поможем ежам подготовиться к зиме
Задание: Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные убежища для зимовки ежей |
|||
1. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике (польза ежей).
2. Провести практические занятия по изготовлению искусственных убежищ (2 шт) для ежей. 3. Разместить убежища для ежей (2 шт) на территории учреждения образования. 4. Провести экологическую акцию «Поможем ежам». 5. Составить отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отметить на картосхеме территории учреждения образования. 6. Осуществлять мониторинг заселения убежищ ежами |
Май 2023 года — октябрь 2023 года | Учащиеся 6 А (7А) класса | Мохарь Н.А.
|
1.14.Сад дикой природы
Задание: Создать и разместить на территории учреждения образования сад дикой природы |
|||
1.14.1. Составить перспективный план по созданию сада дикой природы
1.14.2. Определить видовой состав планируемых к высадке дикорастущих растений. Заготовить семена травяных растений. 1.14.3. Провести обучающие мероприятия по указанной тематике. 1.14.4. Провести экологические трудовые акции по высадке деревьев, кустарников и травянистых растений. Отметить на картосхеме расположение сада дикой природы. 1.14.5. Осуществлять благоустройство, уход и расширение видового разнообразия сада дикой природы. 1.14.6. Инвентаризация и описание дикорастущих деревьев, кустарников, трав на территории сада дикой природы. Составить план сада. 1.14.7. Информацию о разнообразии растений занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org |
Июнь 2023 года — октябрь 2024 года | Учащиеся 6(7), 9, 10 классов | Милейко Е.С.,
Мохарь Н.А., Гаврик Е.С., Хоменко Ю.В., Бородач Е.В., Борисевич Л.А. |
1.15.Подкормка птиц
Задание: Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
|||
1.15.1.Провести обучающие мероприятия по указанной тематике.
Провести практические занятия по изготовлению кормушек совместно с родителями учащихся. Провести наблюдения. Составить отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках разместить на сайте учреждения образования. Информацию о разнообразии птиц занести в онлайн базу данных florafauna.by. Составить отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указать даты выполнения задания и участнико |
Май 2023 года – март 2024 года | Учащиеся 3 (4) классов | Мохарь Н.А.,
Мишурова О.З., Яблонская Д.И. |
1.15.2.
1. Провести обучающее занятие по изучению видов зимующих птиц и их пищевого рациона. 2. Сбор и заготовка растительных кормов 3. Произвести ремонт имеющихся кормушек 4. Провести практические занятия по изготовлению кормушек (2 шт) совместно с родителями учащихся. Установка кормушек и нанесение их местоположения на черновую картсхему. 5. Изготовление различных видов кормов и их размещение в кормушках. 6. Фотографирование (зарисовка) объектов (видов птиц, прилетающих к кормушкам). Можно снять видеоролик. 7. Наблюдение за птицами. Определение видов птиц с помощью определителей (библиотека) либо мобильного приложения Алиса, https://www.inaturalist.org 8. Информация о разнообразии птиц занести в онлайн базу данных florafauna.by; https://www.inaturalist.org 6. Оформление: первоначально сбор и оформление материала осуществляется в электронном варианте в виде отчета. Оформляем картсхему, наносим условные обозначения (месторасположения кормушек), даем описание видам птиц и их пищевым предпочтениям, описываем способы изготовления кормов. 7. Презентация работы: проведение мероприятий 6-го школьного дня желательно на параллель (КТД, квест и т. д.). |
|||
1.16.Реализация практических мероприятий в рамках конкурсного движения, волонтёрских и благотворительных акций экологической направленности.
Задание: обеспечить участие в конкурсах, акциях экологической и приросохранной напрвленности |
|||
Районный этап республиканского конкурса юных проектировщиков «Умный сад»;
Районная выставка-конкурс творческих работ «Зимняя феерия»; Республиканская выставка-конкурс «Лёд. Цветы. Фантазия»; Республиканская экологическая акция «Сады Надежды» |
Апрель 2023-
апрель 2024
|
1-11 классы | Волчек Н.В.,
классные руководители, Мохарь Н.А., Милейко Е.С. Труханович С.С., Гаврик Е.И. |
1.17.Реализация программ дополнительного образования экологической направленности.
Задание: организовать работу объединений по интересам |
|||
Организация работы объединений по интересам:
«Юный эколог» «Экодизайн» |
2023/2024 учебный год | На 1 ступени обучения
На 2 ступени обучения |
Сенкевич Т.В. Гаврик Е.И. |
2.Направление « Энергосбережение»
Задачи: провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению энергии на год. Оценить эффективность выполнения плана по рациональному использованию энергии в школе.
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
Задание 2.1:
Провести аудит использования электроэнергии в школе |
|||
2.1.1.Взять данные по количеству электроэнергии, которое школа использует каждый месяц на протяжении последнего года | Декабрь 2023 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.2.Вести учёт ежедневного потребления электроэнергии в школе на основании показаний счётчика | Февраль
2024 |
Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.3.Построить график потребления электроэнергии, из которого будет видна динамика потребления за расчётный период | Февраль 2024 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.4.Провести учёт количества электроприборов, их мощности и времени работы | Март 2024 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.5.Посчитать количество ламп, которые установлены в школе. Посчитать примерное время, которое работают лампы и сколько электроэнергии они тратят | Январь 2024 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.6.Выяснить, сколько электроэнергии тратится на компьютерную технику и другую аппаратуру в школе | Январь 2024 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.7.Посчитать количество углекислого газа, которое выделяется в атмосферу при производстве требуемого для школы количества электроэнергии | Февраль 2024 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.8.Подготовить информационный плакат на тему энергосбережения | Декабрь 2023 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.9.На схематическом плане здания учреждения образования, указать основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. | До 01 марта 2024 года | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.10.На сайте учреждения образования и на стенде разместить информацию о потреблении электроэнергии в учреждении образования | До 01 апреля 2024 года | Пресс-клуб | Воробей В.Ч., Семашко Г.М. |
2.1.11.Составить план действий по сбережению электроэнергии на год | До 01 января 2024 года | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
2.1.12.Составить отчёт по результатам изучения | До 01 мая 2024 года | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
Задание 2.2:
Провести аудит использования тепловой энергии в школе |
|||
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
2.2.1.Взять данные по количеству горячей воды, которое школа использует каждый месяц на протяжении последнего года | Ноябрь 2023 | Учащиеся 8«А» | Змитревич А.Ю.
|
2.2.2.Вести учёт ежедневного потребления горячей воды в школе на основании показаний счётчика | Октябрь-декабрь 2023 | Учащиеся 8«Б» | Змитревич А.Ю.
|
2.2.3.Построить график потребления горячей воды, из которого будет видна динамика потребления за последнее время | Декабрь 2023 | Учащиеся 9«А» | Змитревич А.Ю.
|
2.2..4.Нанести данные о количестве потребляемой горячей воды и мерах по её экономии на информационный плакат | Декабрь 2023 | Учащиеся 8«А» | Захарова Т.И.
|
2.2.5.На схематическом плане здания учреждения образования, размещённом в общедоступном месте указать места потерь тепла | Январь 2024 | Учащиеся 8«А» | Захарова Т.И.
|
2.2.6.На сайте и на стенде разместить информацию о расходовании тепла в учреждении образования | Январь 2024 | Пресс-клуб | Воробей В.Ч. |
2.2.7.Провести Неделю энергосбережения «Экономия и энергосбережение – забота каждого!» | Январь 2024 | Учащиеся 1-11 классов | Воробей В.Ч.
Семашко Г.М. Классные руководители 1-11 классов |
2.2.8.Подготовить информационные плакаты и листовки на тему энергосбережения | Ноябрь 2023
|
Учащиеся 8 «В» класса | Ярошевич Е.В.
|
2.2.9.Распространить памятки по энергосбережению | Ноябрь 2023 | Учащиеся 8 «В» класса | Воробей В.Ч.
Ярошевич Е.В.
|
2.2.10.Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома |
Ноябрь 2023-январь 2024 |
Учащиеся 1-11 классов | Семащко Г.М.
Воробей В.Ч.
|
2.2.11.Разработать семейные памятки по рациональному использованию тепла дома | Январь 2024 | Учащиеся 1-11 классов | Семащко Г.М.
Воробей В.Ч.
|
2.2.12.Принять участие в районном этапе республиканского конкурса
«Энергомарафон -24» |
Декабрь 2023-январь 2024 | Учащиеся 1-11 классов | Классные руководители 1-11 классов |
Задание 2.3:
Составляем план по энергосбережению в школе |
|||
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
2.3.1.Обсудить вместе с учениками результаты аудита электрической и тепловой энергии и определите перечень проблемных моментов | Март 2024 | Учащиеся 9 «А» | Семашко Г.М.
|
2.3.2.Составить список мероприятий, которые можно реализовать, чтобы предотвратить потерю электроэнергии и тепла. | Март 2024 | Учащиеся 9 «А» | Семашко Г.М.
|
2.3.3.Обсудить план с учениками других классов, не принимавших участие в аудите | Январь 2024 | Учащиеся 9 «А» | Семашко Г.М.
|
2.3.4.Обсудить план на общешкольном родительском собрании, с родительским комитетом щколы | Январь 2024 | Семашко Г.М. | |
2.3.5.Предоставить план на утверждение администрации | Февраль 2024 | Семашко Г.М. | |
Задание 2.4:
Выполняем план по энергосбережению в школе и проводим мониторинг |
|||
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
2.4.1.Составить отчёт о реализованных действиях по уменьшению энергосбережения в учреждении образования и их эффективности. Отчёт разместить на сайте учреждения образования | Март 2024 | Учащиеся 9 «А» | Семашко Г.М.
|
2.4.2.Реализация программ дополнительного образования экологической направленности | 2023/2024 учебный год | Труханович С.С. |
3.Направление «Водосбережение»
Задачи: провести изучение потребления воды в учреждении образования, осуществить анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по её сбережению. Оценить эффективность выполнения плана по рациональному использованию воды в школе.
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |||
Задание 3.1:
Проводим водный аудит в школе |
|||||
3.1.1.Провести рейды «Капля +» по изучению экономии воды в учреждении образования | Октябрь 2023 | Учащиеся 6«В» класса | Бинкевич Н.Н.
|
||
3.1.2.Вести учёт проблемных моментов, связанных с водой. Отмечать все замеченные проблемы (капающий кран, протечка трубы, незакрывающийся кран и т. п.) и помечать возможные пути решения | Октябрь-Декабрь 2023 | Учащиеся 6«В» класса | Бинкевич Н.Н.
|
||
3.1.3.Найти счётчики воды в школе. Провести замеры показаний счётчика на протяжении двух последних недель. | Январь 2024 | учащиеся 6 «А» | Власевич С.П.
|
||
3.1.4.На схематическом плане здания учреждения образования, размещённом в общедоступном месте, нанести схему расположения приборов учёта воды, указать места потребления воды в школе, режим их работы. Посетить каждое помещение и посчитать какое количество кранов/источников воды там есть. При этом указать тип смесителей и другие конструктивные особенности приборов | Февраль 2024 | учащиеся 6«Б» | Псыщаница Н.Н.
|
||
3.1.5.Взять данные об использовании воды в школе за последние два года. Посмотреть на изменения в объёмах. Посчитать средний объём использования воды одним учеником | Ноябрь 2023 | Учащиеся 9«А» | Семашко Г.М.
|
||
3.1.6.Проинформировать школьников и учителей о результатах аудита. Оформить результаты аудита в виде плаката и повесить его на видном месте | Ноябрь 2023 | Учащиеся 6 «А» | Власевич С.П.
|
||
3.1.7.На сайте учреждения образования разместить информацию о потреблении воды. | Ноябрь 2023 | Семашко Г.М.
|
|||
Задание 3.2:
Составляем план рационального использования воды |
|||||
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |||
3.2.1.Обсудить с учениками результаты аудита и определить места, где происходят потери воды | Декабрь 2023 | Учащиеся 6 классов | Бинкевич Н.Н.
Псыщаница Н.Н. Власевич С.П. |
||
3.2.2.Подготовить описание ситуации с использованием воды в школе | Декабрь 2023 | Учащиеся 6«В» класса | Бинкевич Н.Н.
|
||
3.2.3.Составить вместе с учениками список мероприятий, которые можно реализовать, чтобы предотвратить потерю воды | Декабрь | Учащиеся 6 «А » класса | Власевич С.П.
|
||
3.2.4.Подготовить план и описание ситуации с использованием воды в школе, чтобы представить его во всех классах и администрации | Октябрь 2023 | Учащиеся 6« Б» класса | Псыщаница Н.Н.
|
||
Задание 3.3:
Выполняем план по рациональному использованию воды в школе и проводим мониторинг его выполнения |
|||||
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |||
3.3.1. Оценка эффективности выполнения плана по рациональному использованию воды в школе | Январь 2024 | Семашко Г.М.
учащиеся 9 «А» класса |
|||
3.3.2. Подготовить отчёт о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах. Отчёт разместить на сайте учреждения образования.
|
Апрель 2024 | Семашко Г.М.
учащиеся 9 «А» класса |
|||
3.3.3. Провести изучение потребления воды дома.
Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома и разместить их на сайте учреждения образования |
Март 2024 | Жегало Т.В..
учащиеся 4 « А» класса |
|||
4.Направление «Обращение с отходами»
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
4.1.Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования | Апрель-май 2023 года | Учащиеся 3 классов | Воробей В.Ч., Мишкинь А.Б., Мишурова О.З., ЯблонскаяД.И. |
4.2.Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья | Раз в квартал
|
Учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители | Воробей В.Ч., Мишкинь А.Б. |
4.3.Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования | Май 2024 года | Учащиеся | Воробей В.Ч., Мишкинь А.Б. |
4.4.Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) | Май 2023 года | Учащиеся 9А класса | Милейко Е.С. |
4.5.Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче | Май-сентябрь 2023 года | Учащиеся 4А класса | Мишкинь А.Б. |
5.Направление «Качество атмосферного воздуха»
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
5.1.Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) | Октябрь 2023 года – январь 2024 года
|
Учащиеся 11 класса | Милейко Е.С.
Дубак О.Н. |
5.2.Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования | Декабрь 2023 года – февраль 2024 года | Учащиеся 11 класса | Дубак О.Н. |
5.3.Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования | Апрель-май 2023 года | Учащиеся 10 класса | Дубак О.Н. |
5.4.Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования | Апрель-май 2023 года | Учащиеся 10 класса | Дубак О.Н. |
5.5.Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения учащимися и сотрудниками учреждения образования | Сентябрь-октябрь 2023 года | Учащиеся 11 класса | Дубак О.Н. |
5.6.Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования | Октябрь 2023 года – май 2024 года | Учащиеся, педагоги, сотрудники | Дубак О.Н. |
5.7.Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (микрорайоне учреждения образования) (не реже одного раза в год) | Сентябрь 2023 года — май 2024 года | Учащиеся 10-11 классов | Дубак О.Н. |
5.8.Подготовить и разместить в общедоступных местах для населения микрорайона наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в
год) |
Март 2024 года | Учащиеся 11 класса | Малахова Е.С., Дубак О.Н. |
- Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Задание | Сроки исполнения | Ответственные | |
6.1.Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (микрорайоне учреждения образования) | |||
Результаты обследования и анализа экологической ситуации разместить на сайте учреждения образования | Сентябрь 2023 года — май 2024 года | Учащиеся 10-11 классов | Дубак О.Н. |
6.2.Подготовить и разместить в общедоступных местах для населения микрорайона наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися | |||
Разработка памяток.
Фотографии памяток, листовок, плакатов разместить на сайте учреждения образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
Март 2024 года | Учащиеся 11 класса | Малахова Е.С., Дубак О.Н. |
6.3.Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для населения микрорайона: раздача листовок с элементами театральной постановки, интервьюирование | |||
Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников разместить на сайте и на информационном стенде учреждения образования «Экология. Экономия. Энергия».
Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования и на информационных стендах. |
Апрель 2024 года | Учащиеся 6 классов | Власевич С.П., Псыщаница Н.Н., Бинкевич И.В. |
6.4.Провести практические экологические акции с привлечением населения микрорайона и осветить их в СМИ | |||
Провести практические природоохранные акции.
Акции осветить в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные обучающимися (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования. |
Сентябрь 2023 года, май 2024 года | Пресс-клуб | Воробей В.Ч. |
6.5.Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для руководства Лидского района | |||
Провести собрание школьного самоуправления с приглашением ответственных за реализацию проекта педагогов.
Составить отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет разместить на сайте учреждения образования. |
Апрель 2024 года
|
Учащиеся, педагоги, руководство учреждения образования | Волчек Н.В., Воробей В.Ч. |